Сочинение по литературе в старших классах проводится, как правило, аудиторно: задача ученика - научиться самостоятельно писать сочинение без обращения к источникам информации в строго отведённое время. Сочинение пишут в тетради для творческих работ, которая хранится в учебном кабинете.
Темы сочинений становятся известны учащимся перед началом работы. Ученик выбирает одну из предложенных тем и раскрывает её на основе анализа художественного(-ых) произведения(-й).
Оценивается сочинение двумя отметками. В числителе - отметка за содержание, включающая в себя
- следование требованиям к объёму,
- соответствие теме,
- полноту её раскрытия,
- композиционную стройность,
- логичность,
- речевую грамотность.
В основу оценки сочинений по литературе положены следующие критерии в пределах программы данного класса:
- правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия,
- верная передача фактов, объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-эстетического содержания произведения,
- доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы,
- умение делать выводы и обобщения,
- точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
- соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка;
- самостоятельность суждений и выводов.
В знаменателе - отметка за грамотность с учётом количества орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.
Минимальный объём сочинения в расчёте на один академический час:
- в 5-6 классах – 110 слов,
- в 7-8 классах – 150 слов,
- в 9-11 классах – 200 слов (для комплексного анализа текста - 150 слов).
При написании сочинения в течение двух академических часов рекомендуемый минимальный объём удваивается.
В соответствии с рекомендациями Федерального института педагогических измерений при подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности, цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово). Не учитываются при подсчёте слов цитаты из текстов, если ученик имеет право в процессе написания сочинения этими текстами пользоваться. Если цитаты воспроизводятся по памяти, то учитываются при подсчёте слов наравне с остальным содержанием сочинения.
Отметка "5" ставится за сочинение
- глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, умение делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;
- допускаются одна-две неточности в содержании.
Отметка "4" ставится за сочинение
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от неё; обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения, умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- логичное и последовательное в изложении содержания;
- написанное правильным литературным языком; стилистически соответствующее содержанию;
- допускаются две-три неточности в содержании, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка "3" ставится за сочинение, в котором
- в основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на вопрос, сформулированный в теме, допущены отклонения от неё, или допущены отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;
- обнаруживается удовлетворительное владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4-5 речевых недочётов (ошибок).
Отметка "2" ставится за сочинение, которое
- не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на текст;
- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок;
- по объёму менее рекомендованного минимума (в старших классах минимальный рекомендуемый объём составляет 200 слов при условии, что сочинение пишется в течение одного академического часа).
Отметка "1" ставится за сочинение
- написанное не на данную тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и о неумении излагать свои мысли;
- содержащее большее число ошибок, чем это установлено для оценки "2";
- списанное из внешнего источника.
Буквой Ф обозначается фактическая ошибка.
Буквой Р - речевая ошибка.
Буквой Л - логическая ошибка.
При проверке сочинений выставляется также вторая отметка - за грамотность.
Отметка "5" ставится при отсутствии орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок ИЛИ при наличии одной негрубой ошибки.
Отметка "4" ставится, если ученик допустил в сумме не более 4 орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.
Отметка "3" ставится, если ученик допустил в сумме не более 7 орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.
Отметка "2" ставится при наличии не более 14 орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок, если их плотность не превышает 5 на 100 слов, а также при условии, что минимальный объём сочинения не выдержан.
Отметка "1" ставится при наличии 15 и более ошибок, либо если их плотность превышает 5 на 100 слов.
Отметка выше неудовлетворительной ставится только при условии, если в сочинении выдержан минимальный объём.
Знаком I обозначается орфографическая ошибка.
Знаком V обозначается пунктуационная ошибка.
Сокращение Гр. указывает на грамматическую ошибку.
Критерии оценивания переводного и пробного итогового сочинения
Поделиться с друзьями: