М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Критерии дифференцированного оценивания переводного или пробного сочинения

 

Критерии оценивания сочинения

Общие положения.

Экзаменационное сочинение оценивается двумя оценками:

  • за содержание (данная оценка выставляется в числителе)
  • за грамотность (данная оценка выставляется в знаменателе). 

Экзаменационное сочинение в 10-11 классе оценивается по пяти критериям, утверждённым для итогового выпускного сочинения. При этом первые четыре критерия относятся к оценке за содержание, пятый критерий – к оценке за грамотность.

Обязательными требованиями к сочинению являются самостоятельность созданного текста и объём. Задача ученика - показать умение создавать собственный связный текст. Поэтому не только списывание, но и воспроизведение чужого текста по памяти является плагиатом - такие сочинения аннулируются. Рекомендуемое минимальное количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается неудовлетворительной отметкой как за содержание, так и за грамотность. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объёма своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Критерии №1 и №2 являются основными. Для получения положительной оценки за содержание сочинения необходимо получить положительную (т.е. выше неудовлетворительной) оценку по критериям №1 и №2 (выставление неудовлетворительной оценки по одному из этих критериев автоматически ведет к неудовлетворительной оценке за работу в целом), а также дополнительно положительную оценку хотя бы по одному из критериев (№3-№4).

 

Критерии, связанные с оценкой за СОДЕРЖАНИЕ сочинения

Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). При этом литературные произведения, выбранные в качестве основы сочинения, связаны с проблематикой, отражённой в формулировке темы. 

Неудовлетворительная отметка ставится только при условии,

  • если сочинение не соответствует теме
  • или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла.

Отметки (оценки) «3», «4» и «5» по данному критерию ставятся в зависимости от глубины и полноты раскрытия темы.

 

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации  своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой классической литературы (в том числе философской или мемуарной), избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Неудовлетворительная отметка ставится при условии, если

  • сочинение написано без привлечения литературного материала,
  • или в нём существенно искажено содержание произведения,
  • или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.

Отметки (оценки) «3», «4» и «5» по данному критерию ставятся в зависимости от глубины и полноты осмысления литературного материала, понимания идейно-художественного содержания привлечённых для анализа произведений.

 

Критерий №3 «Композиция»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Ученик аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Неудовлетворительная отметка ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

Отметки (оценки) «3», «4» и «5» по данному критерию ставятся в зависимости от количества логических ошибок, соблюдения абзацного членения, наличия логических переходов между частями сочинения, соблюдения связи между тезисом и доказательством.

 

Критерий №4 «Качество речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

Неудовлетворительная отметка ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Отметка «5» по данному критерию ставится при отсутствии речевых ошибок (либо при наличии одной негрубой ошибки), а также при условии грамотного и точного использования разнообразной лексики, терминологии, при отсутствии речевых штампов. Отметка «4» ставится в случае несоблюдения одного-двух из перечисленных требований. Отметка «3» ставится при несоблюдении трёх-четырёх перечисленных требований.

ОБЩАЯ ОТМЕТКА (ОЦЕНКА) ЗА СОДЕРЖАНИЕ выставляется как среднее арифметическое отметок (оценок) за критерии  1-4 с учётом приоритета критериев 1 и 2.

Если в сочинении более 250, но менее 350 слов, общая отметка за содержание не может быть выше "4". 

При этом за содержание не может быть выставлена отметка выше неудовлетворительной, если

А) по критерию №1 или по критерию №2 выставлена неудовлетворительная отметка; ИЛИ

Б) по критериям №3 и №4 одновременно выставлены неудовлетворительные отметки; ИЛИ

В) в сочинении менее 250 слов.  

 

Критерий, связанный с оценкой за ГРАМОТНОСТЬ

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

Отметка "5" ставится при отсутствии орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок ИЛИ при наличии одной негрубой ошибки.

Отметка "4" ставится, если ученик допустил в сумме от 2 до 4 орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если ученик допустил в сумме от 5 до 7 орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

Отметка "2" ставится, если ученик допустил более 7, но не более 14 орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок, если их плотность не превышает 5 на 100 слов.

Отметка "1" ставится при наличии 15 и более ошибок, либо если их плотность превышает 5 на 100 слов. 

Отметка выше неудовлетворительной ставится только при условии, если в сочинении выдержан минимальный объём.