М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Древнегреческая драматургия

 

К V веку до н.э. Греция достигла наивысшего расцвета, растут города-государства (полисы), развивается и совершенствуется человеческая личность. Рабовладельческий строй, пришедший на смену патриархальному укладу, привел к  тому, что тяжелый физический труд целиком лег на плечи рабов, что позволило свободному человеку заняться творчеством и создавать бессмертные произведения искусства.

Искусство и литература в это время находятся на большом подъеме. В VII-VI веках до н.э. появляется лирика, потому что чем больше развивается человек, тем больше его стремление выразить свои чувства и переживания. В V веке до н.э. своего расцвета достигает драматургия, которая позволила отразить в пьесах противоречия, возникающие между человеком и богами, человеком и судьбой, человеком и обществом.

Античная драматургия восходит к культовым обрядам древности (охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный плач) и про­исходит от дионисий - празднеств в честь бога Диониса, длившихся не­сколько дней и представлявших собой торжественные процес­сии. При всей примитивности и простоте древних обрядов в них можно заметить элементы бу­дущего театрального действия – сочетание музыки, танца, песни и слова. Это было началом теат­рального диалога и действия. В основе ритуального действа лежал дифирамб (импровизированный диалог хора и запевалы), который представлял собой неотъемлемую часть культа Диониса). Г.Р. Державин в своем «Рассуждении о лирической поэзии, или об оде» писал: «Дифирамб — песнь, посвященная Бахусу. Она есть высокое парение ис­кусства. Дифирамб зани­мает место между одою и гимном. Дифирамб содер­жит в себе пламенные чув­ства, в которые входит поэт упоением вина или удивле­нием первоначальному на­садителю винограда. В ди­фирамбах господствует во всем пространстве лириче­ский бес­порядок, смелые картины, но­вость изрече­ний. Чтоб сочи­нять дифи­рамбы, надобно иметь чрезмерно живое чув­ство, необузданное воображе­ние, или род исступления, для того, что выражения его должны возбуждать к неисто­вым движениям и круговым пляскам».

Все эти ритуальные представления стали истоками античного театра. Точная дата возникновения театра неизвестна, но до нашего времени сохранились развалины греческих театров, по которым мы можем судить об их устройстве. Театр занимал почётное место и возводился за счет государства. Обычно театр строился на склоне холма и представлял собой огромнейшее здание под открытым небом.

Театр состоял из нескольких частей:

  1. амфитеатр - места для зрителей, которые представляли собой поднимавшиеся полукругом ярусы.
  2. четырёхугольная удлинённая площадка, с трех сторон обнесённая стенами: задняя сторона с навесом – скена, боковыми – параскении и передняя высокая, где играли актеры и которую у нас принято считать сценой, - проскений.
  3. орхестра – ровная утрамбованная площадка, на которой располагался хор из 12-15 человек, сопровождающий действие пьесы и возглавляемый корифеем (руководителем хора). Со временем к орхестре была присоединена палатка, в которой актеры переодевались. В центре орхестры находился алтарь или жертвенник Диониса.
  4. между зрительскими рядами и зданием «сцены» с обеих сторон устроены проходы – пароды.

 

Первоначально декорации в греческом театре не использовались, хотя существовали различные приспособления: одни механизмы производили молнии, другие были способны поднять героев в воздух, третьи предназначались для метания.  Женщин среди актёров не было, все роли исполнялись мужчинами.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Актёры казались очень высокими, потому что носили высокую обувь на деревянном каблуке – котурны и длинные плащи (их цвет зависел от роли). На лице вместо грима у актеров были маски, а во рту усилитель в виде трубки, от чего голос был чудовищно громким. Всё это должно было придать актеру величие и сделать его похожим на бога или героя, которых он  изображал. Во время представлений тишина соблюдалась редко: недовольство выражалось свистками и стуком, а одобрение – аплодисментами и приветственными криками.


Оставь мольбы; нет смертному спасенья

От бед, что предначертаны судьбой.

Казалось бы, и горя, и бесчестья,

И скверны, и греха всю чашу мыДо дна с тобой испили?

Нет, не всю!