М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Шарль Бодлер (1821-1867) и французские поэты-символисты

Задания по циклу стихотворений "Цветы Зла"  

Так, Поэт, ты паришь под грозой, в урагане,
Недоступный для стрел, непокорный судьбе,
Но ходить по земле среди свиста и брани
Исполинские крылья мешают тебе.
Шарль Бодлер

 

Вся жизнь французского поэта, считающегося предтечей символистов, представляла собой цепь страданий, и это наложило особый отпечаток на творчество поэта. Современник Бодлера Э. Крепе так отзывался о нем: «Какая душераздирающая тоска в тёмных глазах, какой в них упорный вызов! Поистине это лик отверженного, принявшего на себя все грехи этого мира». Затравленный, запрещаемый, умерший в нищете и забвении, Бодлер сегодня воспринимается как признанный классик не только французской, но и мировой литературы. Поэт, описавший пороки и уродства общества во всех их проявлениях, воспел «цветы зла» в надежде, что из них прорастут цветы добра и человечности.

Потерявший в раннем детстве отца и столкнувшийся с унизительными взаимоотношениями с матерью и отчимом, пристрастившийся к наркотикам и заразившийся сифилисом Бодлер вопреки воле родителей решил стать писателем. Первые пробы пера состоялись на журнальной ниве (критические статьи о живописи Давида и Делакруа), а в 1843-1844 гг. в журнале «Артист» начинающий поэт публикует первые стихотворения, основной тезис которых: «Ад или Рай – всё едино!». Основным образом ранней лирики стал Сатана, с которым Бодлер связывал свои надежды, обманутые Богом. Большое влияние на раннее творчество французского поэта оказала лирика Э. По, ставшая эстетическим ориентиром и образцом для подражания, а также годичное путешествие в Индию, чьи тропические пейзажи, запахи и звуки послужили основой для красочных экзотических картин в лирике Бодлера.

С 1857 по 1867 гг. поэт работает над стихотворениями в прозе, впоследствии составившими цикл «Парижский сплин», однако главным трудом всей жизни Бодлера стала скандально известная книга стихов «Цветы зла».

 

Книга стихов «Цветы зла» ("Les Fleurs du mal")

 

В эту жестокую книгу я вложил всю мою мысль и сердце, всю мою нежность и ненависть, всю мою религию.
Шарль Бодлер

 

Приступая к работе над сборником, Бодлер намеревался ограничиться небольшой книжкой, которую задумал ещё в юности, но по мере работы план расширялся. В результате книга стала масштабнее, а её тональность резко обострилась.

О названии. Первоначально Бодлер предполагал дать этому сборнику вызывающее название «Лесбиянки», но цензура и критика его не пропустили, и поэт в качестве варианта использует название «Лимб» (первый круг ада в поэме Данте "Божественная комедия"), т.к. планирует написать книгу из 100 стихотворений по аналогии с поэмой Данте. В окончательном варианте сборник благодаря писателю Ипполиту Бабу получил название «Цветы зла» (дословно «Болезненные цветы»). Сам Бодлер считал такое название наиболее точным  и грозным «портретом эпохи»: «Я хотел слепить из гнили жизни корзиночку цветов». Посвящён был сборник поэту и прозаику Теофилю Готье (1811-1872).  

Об идее книги. Цветы и зло, несовместимые в природе, соединились у Бодлера в причудливом сплетении реальных и фантастических образов, вследствие чего гневные интонации, тоска и горечь перемежались с несбыточными мечтами и надеждами. Цель книги – извлечь красоту из зла, несмотря на то, что стихи поэта полны отвращения ко злу. По мнению Бодлера, в человеке борются два начала, и человек мечется между добром и злом, но поэт не осуждает человека за это, а наоборот, сочувствует ему, так сам является таким: «Лицемерный читатель, мой брат, мой двойник».

Бодлер считает, что зло, несомненно, существует, но это существование доказывает и наличие добра. Зло – это физическое начало, которое творится само по себе, в то время как добро – это усилие над собой, соблюдение правил и принципов.

Поэт разделил сборник на шесть циклов с метафорическими названиями:

  • «Сплин и идеал»
  • «Парижские картины»
  • «Вино»
  • «Цветы зла»
  • «Мятеж»
  • «Смерть»

Темы и мотивы. Скука, уныние и меланхолия - основные мотивы "Цветов зла".  Центральными понятиями книги стали Сплин и Идеал. Сплин – это меланхолия, отчаяние, страдания, причиняемые злом, мировая скорбь, тоска по исчезнувшей красоте, а Идеал – это поэзия, которая противостоит пошлости мира:

Как по канве, по дням бессилья и позора,

Наш дух растлением до сей поры объят!

Одной из основных тем сборника стала печальная и трагическая участь поэта на земле, что нашло отражение в стихотворении «Альбатрос». На пути к достижению идеала у поэта множество преград. Это и характер искусства нового времени, и необходимость ради заработка продавать свой талант, и внутренняя опустошённость, разочарованность жизнью.

Но что ж Поэт? Он твёрд. Он силою прозренья

Уже свой видит трон близ Бога самого.

В нем, точно молнии, сверкают озаренья,

Глумливый смех толпы скрывая от него.

 

В результате у больной Музы родятся болезненные цветы.

О муза бедная! В рассветной, тусклой мгле

В твоих зрачках кишат полночные виденья;

Безгласность ужаса, безумий дуновенья

Свой след означили на мертвенном челе.

 

Особое место среди философской, нравственной и социальной тематики занимает любовная. Первые циклы любовной лирики посвящены возлюбленной поэта Жанне Дюваль, «чёрной Венере»:

Кто изваял тебя из темноты ночной,

Какой туземный Фауст, исчадие саванны?

Ты пахнешь мускусом и табаком Гаваны,

Полуночи дитя, мой идол роковой.

 

Такая любовь тягостна, она разрывает грудь поэта, она  похожа на наркотическую зависимость, которая заставляет «сгорать дотла в аду твоих простынь». Бодлер далёк от того, чтобы воспевать идиллию любви, наоборот, он выносит приговор и себе, и своей возлюбленной:

Чтоб тёмный замысел могла вершить Природа

Тобою, женщина, позор людского рода, -

Тобой, животное! - над гением глумясь.

Величье низкое, божественная грязь!

 

В тему любви у Бодлера вплетается и тема смерти, что вызывало многочисленные нарекания критиков. Так, в стихотворении «Падаль» поэт говорит о бренности всего, что нас окружает, в том числе и о бренности идеала, который люди называют женской красотой:

Но вспомните: и вы, заразу источая,

Вы трупом ляжете гнилым,

Вы, солнце глаз моих, звезда моя живая,

Вы, лучезарный серафим.

 

Второй раздел любовной лирики относится к периоду увлечения поэтом мадам Сабатье, «белой мадонне», которая воспринималась Бодлером как идеал, светлый кумир, божество:

О, ангел счастия, и радости, и света!

Бальзама нежных ласк и пламени ланит

Я не прошу у вас, как зябнущий Давид...

Но, если можете, молитесь за поэта

Вы, ангел счастия, и радости, и света!

Такая любовь становится для поэта островом отрады, способным спасти красоту. Такая любовь возвышает, пробуждает духовные устремления.

Краткий анализ по главам

Глава 1, «Сплин и Идеал»самая длинная и самая важная для понимания всей сущности замысла. В душе человека происходит страшная борьба, она раздирается мучительными сомнениями. Тяжкие грехи и ошибки ввергают душу в пучину тьмы и мрака, но высокие помыслы и стремления возносят до её самых небес. Последние стихотворения этой главы заканчиваются образом трясины, из которой не может выбраться душа лирического героя, страдающая от смертельной тоски и сплина.

Глава 2,  «Парижские картины»Здесь лирический герой в тоске бродит по улицам огромного Парижа. И оказывается, что душа со всеми своими проблемами и несчастьями одинока даже в таком многолюдном городе, как Париж. Бодлер поднимает здесь тему маленького человека, которая актуальна для всей европейской и русской литературы середины XIX века. Лирическому герою сборника достаточно суток, чтобы понять и осознать всю боль своего одиночества посреди бездушного города.

Глава 3,«Вино»Не в силах выдержать тяготы давящего, мучительного одиночества, лирический герой сборника пытается успокоиться и найти забвение в наркотиках и вине, которые только усугубляют его состояние. Его сознание отуманивается, он теряет способность здраво рассуждать и не может уже отличить добро от зла. Минутное наслаждение очень быстро проходит, оставляя горечь, боль и не проходящее чувство безраздельного одиночества.

Глава 4, «Цветы зла»Лирический герой предстаёт перед читателями ещё более слабым и немощным. Он не может выдержать тех искушений окружающего мира, которые просто обрушиваются на него. Он совершает ошибку за ошибку, один грех за другим: это и разврат, и похоть, и даже убийство. Но и сладость греха слишком мимолётна, как наркотики и вино, а идеал лирическим героем сборника так и не найден.

Глава 5, "Мятеж"Осознавая собственные грехи и собственную немощь перед искушениями, лирический герой бросает вызов ненавистной судьбе и всему миру. Он открыто сетует на несовершенство миропорядка, с которым он не может мириться и не будет. В главе всего три стихотворения, но они очень яркие и бесстыдно богоборческие, в них обнажена и утрирована правда жизни, которая делает лирического героя нравственным калекой, который не нашёл своего места под палящими лучами солнца.

Глава 6, «Смерть». Наконец измученная душа находит успокоение, но этот покой знаменует собой смерть. Причём лирический герой сборника так и не достигает того идеала, ради которого он совершал свои ошибки, грехи и проходил все эти испытания:

  • испытание любовью и искусством (1 глава);
  • большим городом (2 глава);
  • опьянением (3 глава);
  • порочным наслаждением (4 глава);
  • бунтом (5 глава).

В "Цветах Зла" Бодлеру удалось воплотить свою эстетическую программу, показав муки и страдания одинокой человеческой души в поисках идеала.

О последствиях. После выхода сборника в июне 1857 года Бодлер был признан виновным в оскорблении общественной морали, в «наводнении печати нечистотами беспутства», а поэтический стиль был назван «грубым и оскорбляющим стыдливость реализмом». Книга была запрещена, а сам Бодлер был приговорён к штрафу 300 франков и вынужден был убрать из сборника шесть наиболее «непристойных» стихотворений («Лесбос», «Проклятые женщины», «Лета», «Слишком весёлой», «Украшения», «Метаморфозы вампира»), однако на его защиту встали такие литераторы, как Флобер и Гюго. Это придавало Бодлеру сил, но весьма повлияло на здоровье поэта.

Лишь в 1949 году был отменён запрет на публикацию книги, серьёзно повлиявшей на творчество французских поэтов-символистов (Артюра РембоПоля Верлена и Стефана Малларме).

Фактически в книге "Цветы зла" оказались сконцентрированы ведущие темы и мотивы европейской и отчасти русской литературы 20 века. Бодлер, не доживший до начала 20 века тридцати трёх лет, оказался предшественником и провозвестником будущей литературы. Без Бодлера был бы невозможен не только французский символизм и экзистенциализм, но и литература российского Серебряного века: по крайней мере, без Бодлера и его "Цветов зла" литература следующего столетия наверняка была бы совсем другой.