М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Морис Метерлинк (1862-1949)

 Задания по пьесе "Слепые"

            И значит, не будет толка
                                                                                              От веры в себя да в Бога.
                                                                                              И значит, остались только
                                                                                              Иллюзия и дорога.
                                                                                                                      И.А.Бродский

 

      Лирика

           Пьесы (всего 18)

                         Эссе

«Теплицы» (1889)

«12 песен» (1896)

«Принцесса Мален» (1889)

«Слепые» (1890)

«Непрошеная» (1890)

«Семь принцесс» (1891)

 «Пелеас и Мелисанда» (1892)

 «Там, внутри» (1894)

«Смерть Тентажиля» (1894)

«Алладина и Паломид» (1894)

«Аглавена и Селизетта» (1896)

«Сестра Беатриса» (1900)

«Ариана и Синяя Борода» (1901)

«Монна Ванна» (1902)

«Чудо св. Антония» (1904)

«Синяя птица» (1908)

«Обручение» (1918)

«Жанна Д'арк» (1940)

«Сокровище смиренных» (1896)

«Сокровенный храм» (1902)

«Жизнь пространства» (1928)

«Перед лицом Бога» (1937)

«Другой мир» (1942)

 

В истории европейской литературы несостоявшийся юрист, но прославившийся на весь мир бельгийский франкоязычный писатель-символист и философ, лауреат Нобелевской премии по литературе Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк известен как создатель символистской драмы, хотя слава пришла к нему в конце 1880-х годов как к поэту-символисту. Именно в лирике Метерлинк раскрыл свое мировоззрение мистика, метафизика и фаталиста, и это позднее найдет отражение в его драматургии.

Метерлинк известен всему миру как автор пьес "Слепые" и "Синяя птица". Образ синей птицы как символ неуловимого счастья закрепился именно благодаря пьесе Метерлинка.

Писатель разработал новый подход к драматическому искусству и изложил свои эстетические взгляды в эссе «Сокровище смиренных»:

   1. драматург должен искать трагическое даже в повседневном;

   2. человеком управляют некие таинственные силы, которые он может увидеть, но противостоять им не в силах;

   3. глубинный смысл человеческих отношений скрывается не столько в диалогах, сколько в молчании;

   4. речь героев почти всегда беспорядочна, разорванна, прерывается бессмысленными междометиями, которые отражают страх персонажей перед неизвестным;

   5. произведения Метерлинка – это пьесы не действий, а состояний, поэтому место и время происходящего всегда условны;

   6. главный персонаж ранних пьес драматурга – это смерть, которая всегда находится где-то рядом, и её ощущение, её предчувствие управляет чувствами и поступками героев.

Философская пьеса "Слепые" была написана в 1890 году и уже в 1894 переведена на русский язык поэтом-символистом Николаем Минским. Персонажи пьесы - 12 живых слепых и мёртвый священник, их поводырь. Слепые в отчаянном положении, но осознают это не сразу: они сами не найдут дорогу в приют, а священника больше нет. В пьесе символически отражена трагическая судьба человечества, утратившего веру в Бога. Человек не обладает достоверными и полными сведениями о мире, о своём месте в нём. Слова одного из слепых "Мы не знаем, что мы такое" - смысловой центр пьесы. Даже если люди держатся вместе, они разобщены и не способны помочь друг другу. 

В шестиактной пьесе "Синяя птица" (1908) исследуется феномен вечной неудовлетворённости человека, постоянным желанием обрести счастье, несмотря на отсутствие представлений о том, какое оно. Герои путешествуют по миру в поисках счастья, а находят его у всебя дома. В пьесе 116 действующих лиц, что совершенно нетипично для драматургии.