И значит, не будет толка
От веры в себя да в Бога.
И значит, остались только
Иллюзия и дорога.
И.А.Бродский
Лирика |
Пьесы (всего 18) |
Эссе |
«Теплицы» (1889) «12 песен» (1896) |
«Принцесса Мален» (1889) «Слепые» (1890) «Непрошеная» (1890) «Семь принцесс» (1891) «Пелеас и Мелисанда» (1892) «Там, внутри» (1894) «Смерть Тентажиля» (1894) «Алладина и Паломид» (1894) «Аглавена и Селизетта» (1896) «Сестра Беатриса» (1900) «Ариана и Синяя Борода» (1901) «Монна Ванна» (1902) «Чудо св. Антония» (1904) «Синяя птица» (1908) «Обручение» (1918) «Жанна Д'арк» (1940) |
«Сокровище смиренных» (1896) «Сокровенный храм» (1902) «Жизнь пространства» (1928) «Перед лицом Бога» (1937) «Другой мир» (1942) |
В истории европейской литературы несостоявшийся юрист, но прославившийся на весь мир бельгийский франкоязычный писатель-символист и философ, лауреат Нобелевской премии по литературе Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк известен как создатель символистской драмы, хотя слава пришла к нему в конце 1880-х годов как к поэту-символисту. Именно в лирике Метерлинк раскрыл свое мировоззрение мистика, метафизика и фаталиста, и это позднее найдет отражение в его драматургии.
Метерлинк известен всему миру как автор пьес "Слепые" и "Синяя птица". Образ синей птицы как символ неуловимого счастья закрепился именно благодаря пьесе Метерлинка.
Писатель разработал новый подход к драматическому искусству и изложил свои эстетические взгляды в эссе «Сокровище смиренных»:
1. драматург должен искать трагическое даже в повседневном;
2. человеком управляют некие таинственные силы, которые он может увидеть, но противостоять им не в силах;
3. глубинный смысл человеческих отношений скрывается не столько в диалогах, сколько в молчании;
4. речь героев почти всегда беспорядочна, разорванна, прерывается бессмысленными междометиями, которые отражают страх персонажей перед неизвестным;
5. произведения Метерлинка – это пьесы не действий, а состояний, поэтому место и время происходящего всегда условны;
6. главный персонаж ранних пьес драматурга – это смерть, которая всегда находится где-то рядом, и её ощущение, её предчувствие управляет чувствами и поступками героев.
Философская пьеса "Слепые" была написана в 1890 году и уже в 1894 переведена на русский язык поэтом-символистом Николаем Минским. Персонажи пьесы - 12 живых слепых и мёртвый священник, их поводырь. Слепые в отчаянном положении, но осознают это не сразу: они сами не найдут дорогу в приют, а священника больше нет. В пьесе символически отражена трагическая судьба человечества, утратившего веру в Бога. Человек не обладает достоверными и полными сведениями о мире, о своём месте в нём. Слова одного из слепых "Мы не знаем, что мы такое" - смысловой центр пьесы. Даже если люди держатся вместе, они разобщены и не способны помочь друг другу.
В шестиактной пьесе "Синяя птица" (1908) исследуется феномен вечной неудовлетворённости человека, постоянным желанием обрести счастье, несмотря на отсутствие представлений о том, какое оно. Герои путешествуют по миру в поисках счастья, а находят его у всебя дома. В пьесе 116 действующих лиц, что совершенно нетипично для драматургии.
Поделиться с друзьями: