Вопросы и задания по роману "Повелитель мух"
Мифологическим реализмом называют художественный метод, позволяющий осмыслить реальную действительность через мифологический сюжет или элементы такого сюжета. В западноевропейском литературоведении чаще используется термин "магический реализм", что подразумевает наличие в реалистическом произведении элементов магии. Этот термин ввёл в 1931 году Эдмон Жалу: "Роль магического реализма состоит в отыскании в реальности того, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического — тех элементов, благодаря которым повседневная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическим и даже символическим преображениям".
Само понятие реалистичности описываемых событий в любом произведении в известной мере условно, так как всегда присутствует авторская субъективность. В связи с этим корни реализма как художественного метода можно видеть уже в древнегреческой литературе. Наппример, в мифах Древней Греции отразились общественные и личностные противоречия, характеры современников, а участие в сюжете богов для читателя той эпохи мыслилось как вполне реальный фактор. Например, в трагедии "Орестея" Эсхила разворачивается конфликт, связанный с победой отцовского права над материнским, - на это указывал в 19 веке Фридрих Энгельс. Торжество государственного долга над семейным, отражающим более низкую ступень правового сознания, увидел в "Антигоне" Софокла Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Мифологический (магический) реализм, элементы которого прослеживаются уже в 19 веке (в частности, в творчестве Н.В. Гоголя) появляется в начале 20 века как течение внутри реализма и явно под влиянием модернистских течений. Уже к середине столетия он оформляется как особый литературный метод, мэтрами которого стали Хорхе Луис Борхес, Габриэль Гарсия Маркес, Алехо Карпентьер, Хулио Кортасар, Уильям Голдинг.
Творчество английского прозаика лауреата Нобелевской премии по литературе 1983 года, Уильяма Джеральда Голдинга (1911-1993) представлено 12 романами, однако всему миру он известен как автор аллегорического романа "Повелитель мух" (1954). Редчайший случай в истории литературы: именно первое произведение оказывается лучшим среди всего изданного писателем. Первоначальный замысел произведения был, в сущности, не очень серьёзным: автор решил создать произведение, которое стало бы ироническим комментарием к роману Баллантайна "Коралловый остров" (1858). В этом романе в духе викторианской эпохи описывалось, как попавшие на необитаемый остров подростки спасаются благодаря своему хорошему воспитанию и правильным моральным установкам.
Голдинг же пишет не сказку, не антиутопию и не роман воспитания: "Повелитель мух" - это типичная антиробинзонада, предполагающая отрицание победы рационального начала в человеке, утверждение первичности страха и стремления выжить любой ценой. Название романа происходит из буквального перевода имени главного демона в иудаизме: Вельзевул (на иврите Баал Зебуб или Бээл Зебуб) в латинском переводе Библии дано как Dominus muscarum - "господин мух".
Завязкой сюжета служит попадание (в результате крушения самолёта) группы детей на необитаемый тихоокеанский остров. Примечательно, что герои романа - исключительно дети, не достигшие подросткового возраста, то есть существа невинные, лишённые порочности взрослых. Но и в них побеждают страх и агрессия. Первоначально рациональное поведение (разведение костров, чтобы обрести шанс на спасение) постепенно замещается страхом. Материализацией этого страха становится образ Зверя, порождённый силуэтом погибшего парашютиста, чьё тело дети заметили в ветвях дерева.
Намечается противостояние Джека Меридью, бывшего старосты церковного хора, а теперь лидера "охотников" и сторонника дикарского образа жизни, и Ральфа, сохраняющего трезвость мышления. Ральф предлагает строить шалаши и разжечь на горе костёр с помощью очков Хрюши, чтобы костёр служил маяком для потенциальных спасателей. Джек и его хористы охотятся на диких свиней и поклоняются Зверю, совершая ритуальные пляски.
Со временем почти все дети переходят на сторону Джека, а с Ральфом остаются лишь Хрюша и близнецы Эрик и Сэм. Саймон, обнаруживший, что Зверь - это всего лишь труп пилота, убит "охотниками": для них Зверь - божество. У рассудительного Хрюши "охотники" сначала отниимают очки, а потом и вовсе убивают валуном, а близнецов Эрика и Сэма берут в плен. Ральф остаётся один, и на него начинается настоящая охота: Роджер, ранее убивший Хрюшу, уже заточил палку, чтобы насадить на неё голову Ральфа. "Охотники" поджигают весь остров в надежде выкурить Ральфа из его укрытия. В стремлении спастись Ральф выбегает на берег и видит перед собой офицера британского флота.
"Счастливый" финал романа сложно признать оптимистичным. Удачный исход выглядит искусственным. Слёзы раскаяния тех, кто ещё несколько мгновений назад собирался жестоко расправиться с безоружным и оставшимся в одиночестве Ральфом не вызывают умиления. Только случайность спасла детей от окончательного одичания. Спасатели забирают мальчиков в мир, где произошла атомная война, то есть в мир, где бесчеловечность приобрела ещё более масштабный размах.
Поделиться с друзьями: