М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Герман Гессе (1877-1962)

Немецкий (германский и швейцарский) писатель и художник, Лауреат Нобелевской премии по литературе 1946 года, автор нескольких повестей, 9 поэтических сборников и 11 романов. Среди последних наиболее широкую известность получили "Сиддхартха", "Степной волк", "Игра в бисер". 

Романы Германа Гессе:
1904 — «Петер Каменцинд» / Peter Camenzind
1906 — «Под колесом» / Unterm Rad
1910 — «Гертруда» / Gertrud
1913 — «Росхальде» / Roßhalde
1915 — «Кнульп» / Knulp
1919 — «Демиан» / Demian
1922 — «Сиддхартха» / Siddhartha
1927 — «Степной волк» / Der Steppenwolf
1930 — «Нарцисс и Златоуст» / Narziss und Goldmund
1932 — «Паломничество в Страну Востока» / Die Morgenlandfahrt
1943 — «Игра в бисер» / Das Glasperlenspiel

 

Ранние романы Германа Гессе: краткая характеристика*

"Петер Каменцинд" (1904) — роман о поиске себя, о непостоянстве счастья, об уходах и возвращениях. Несмотря на трагический сюжет, это необычайно светлый роман благодаря поэтическому и пантеистическому взгляду автора и героя на окружающий мир.

«Под колесом» (1906) — роман об учёбе в семинарии, побеге оттуда и уроках жизни. Некоторые сюжетные мотивы этого романа потом повторятся в «Игре в бисер».

«Гертруда» (1910) — роман о невзаимной любви композитора к певице, о смирении и эволюции чувств.

«Росхальде» (1913) — роман о сложных семейных отношениях художника с его женой, где единственная связь между ними — их маленький ребенок.

«Кнульп» (1913) — небольшой роман о бродяге, который не может жить по правилам, установленным другими людьми. Он появляется и исчезает в жизнях других людей, не в силах отказаться от свободы.

Что объединяет ранние произведения писателя? 

1) Во всех этих романах Гессе пишет о страданиях, которые становятся духовным опытом для героя-интроверта. В литературном отношении это явная отсылка к Достоевскому, в религиозном — к мировоззрению пиетизма, которое Гессе унаследовал от родителей.

2) Автобиографичность многих сюжетных линий.

3) Часто прослеживается ощущение предчувствия идеала, красоты, которые будто где-то рядом. Автор задается вопросом — мир прекрасен, а мы? Достойны ли мы этого мира?

4) Отсутствие обобщений и выводов. Гессе как будто что-то недоговаривает, поэтому у читателя остается просторное поле для размышлений.

5) Простота повествования. В ранних романах Гессе нет модернистской сложности и вычурности, нет сложной литературной техники.

6) В сюжетах нет острых конфликтов. Вопросы и проблемы как будто размыты, сглажены. 

7) Для Гессе характерен психологизм, пристальное всматривание в героя, его внутренний мир. Ему важно проследить движения его души и эволюцию.

 

Главные романы Германа Гессе

"Сиддхартха" (1922) - роман-притча о духовном пути и просветлении юноши-брахмана по имени Сиддхартха и о его друге Говинде (это воплощение бога Кришны). Сиддхартха ищет духовный абсолют и проходит сложный путь познания истины. Будучи брахманом, он вместе с Говиндой становится нищим аскетом, постигает учение Будды, но осознаёт, что одного только учения мало, нужен собственный опыт. И если Говинда остаётся с Буддой Гаутамой, то Сиддхартха продолжает свой путь. Он становится помощником купца, постигает искусство любви с помощью куртизанки Камалы и постепенно сам начинает стремиться к власти и деньгам - так же, как "люди-дети". Прозревая спустя много лет, Сиддхартха покидает богатый дом и Камалу (хотя та беременна от него) и оказывается на берегу реки. Бессмысленность жизни приводит его к желанию самоубийства, но он вспоминает о колесе Сансары и засыпает. Проснувшись, видит перед собой монаха Говинду, который сначала не узнаёт его. Сиддхартха решает стать помощником паромщика Васудевы и учится слушать реку, которая постоянно меняется и в то же время остаётся самой собой.  

Вскоре Сиддхартха вновь встречает Камалу с их сыном, которого в честь отца назвали Сиддхартхой. Камала гибнет от укуса змеи, сын остаётся с Сиддхартхой. Васудева удаляется в лес, чтобы прожить остаток дней в уединении, а Сиддхартха становится паромщиком. В финале романа показана встреча Сиддхартхи и Говинды, которому главный герой рассказывает об истинной природе вещей. 

"Степной волк" (1927) - одно из главных произведений мировой литературы 20 века, самый известный и самый читаемый, самый популярный, культовый роман Гессе, известный также подзаголовком "Только для сумасшедших".

Это и философская притча, и глубокое исследование психологии человека, тщетно пытающегося найти и обрести собственное «Я», постоянно балансирующего на стыке животного и человеческого начал. Роман написан под влиянием учения Карла Густава Юнга, ученика Зигмунда Фрейда. У Юнга и у учеников самого Юнга Гессе проходил курс лечения. В частности, врач-психотерапевт Йозеф Ланг помог писателю справиться с серьёзным кризисом на рубеже сорокалетия. Увлечение психоанализом повлияло на особый метод изображения действительности в романах Гессе - психосимволизм

Идейно роман соотносится с вышедшей в 1918 году книгой Освальда Шпенглера "Закат Европы" и с трактатом Хосе Ореги-и-Гассета "Восстание масс". 

«Степной волк» - предельно автобиографичный роман Гессе. Гарри Галлеру столько же лет, сколько и автору на момент написания романа. Обоих мучают бессонница, подагра, ощущение бессмысленности бытия. Совпадают и начальные буквы имени и фамилии героя и автора. 

Построенный по принципу "книга в книге", роман повествует о тяжёлом духовном кризисе 50-летнего Гарри Галлера, переживающего внутренний разрыв между своими сущностями: человека высокой морали и дикого степного волка. Галлер - больной, запуганный, внутренне разрывающийся человек.

«Я долго не выдерживаю ни в театре, ни в кино, не способен читать газеты, редко читаю современные книги, я не понимаю, какой радости ищут люди на переполненных железных дорогах, в переполненных отелях, в кафе, оглашаемых душной, назойливой музыкой, в барах и варьете элегантных роскошных городов, на всемирных выставках, на праздничных гуляньях, на лекциях для любознательных, на стадионах – всех этих радостей, которые могли бы ведь быть мне доступны и за которые тысячи других бьются, я не понимаю, не разделяю. А то, что в редкие мои часы радости бывает со мной, то, что для меня – блаженство, событие, экстаз, воспарение, – это мир признает, ищет и любит разве что в поэзии, в жизни это кажется ему сумасшедшим, и в самом деле, если мир прав, если правы эта музыка в кафе, эти массовые развлечения, эти американизированные, довольные столь малым люди, значит, не прав я, значит, я – сумасшедший, значит, я и есть тот самый степной волк, кем я себя не раз называл, зверь, который забрёл в чужой непонятный мир и не находит себе ни родины, ни пищи, ни воздуха».

Гарри не разделяет целей и ценностей реального мира, не может принять ни собственной моральности, которая граничит с лицемерием, ни волчьей природы, хотя животное начало Гарри считает более естественным, так как животное, в отличие от человека, не притворяется. Гарии собирается совершить самоубийство. Накануне рокового шага он встречает в ресторане "Чёрный орёл" девушку Гермину, обещающую ему встречу, и это заставляет его отложить самоубийство. Благодаря Гермине Гарри открывает для себя новую реальность, и она нравится ему. Но чтобы остаться в ней, нужно стать сумасшедшим. Однако тема безумия ассоциируется не с болезнью, а с интеллигентностью и культурой, со всем тем, что кажется ненормальным большинству современников героя. 

Автор присутствует в тексте почти незримо. Автор скрывается под маской случайного прохожего с плакатом, приглашающим в Магический театр. Этот же прохожий вручает Гарри "Трактат о Степном Волке". 

Композиционная модель романа фрагментарна и одновременно целостна благодаря чётко организованной мотивной структуре: художественную ткань произведения прочерчивают мотивы сумасшествия, самоубийства, музыки, Гёте — Моцарта — бессмертия, юмора–смеха, а также ведущая тема Степного волка. Галлер страдает от борьбы человека и волка, но эта мнимая борьба заслоняет истинный путь духовного развития – раскрытие множества возможностей, заложенных в нём.

"Игра в бисер" (1943) - главный и самый сложный роман Гессе, над которым писатель работал 11 лет. Это философское эссе в форме сюрреалистического романа. Действие романа происходит где-то в далёким будущем в вымышленной провинции Касталии. О событиях рассказывает некий историк, пишущий биографию главного героя, Йозефа Кнехта, магистра игры в бисер. 

Причиной образования закрытого, изолированного государства учёных Касталия послужило духовное и интеллектуальное вырождение Европы. Артисты стали судить об экономике, журналисты - о философии, и всякое суждение утратило авторитетность. Искусство, в том числе литература, исчезло - место искусства заняла массовая культура, индустрия развлечений. Касталия же, управляемая учёными-магистрами, остаётся единственным островом интеллекта, знания, преданности настоящему искусству. Ученики в Касталии живут на правах временных поселенцев, но есть и те, кто остаётся в Касталии навсегда. 

Завязка романа - знакомство юного Йозефа Кнехта с Плинио Дезиньори, не принимающего касталийского образа жизни. Конфликт Кнехта (рыцаря-слуги) с Дезиньори (господином) носит идейный характер. Повзрослевший Кнехт становится одним из руководителей Касталии.

По замыслу автора, Кнехт живёт в далеком будущем, когда позади остался XX век с его кризисами, революциями и диктаторскими режимами, когда миновала эпоха «фельетонизма», опошления духовных ценностей. Человечество решило не повторять ошибок прошлого; с этой целью была создана «республика духа» — Касталия, где интеллектуалы и гуманисты, занимаясь особой игрой, пытаются вывести на основе законов всех наук и искусств некую универсальную формулу культуры. Мир существует сам по себе, финансируя «республику духа», посылая туда лучших своих представителей. Кнехт проходит в Касталии все стадии обучения и в конце концов становится Магистром Игры.

«Республика духа» — своеобразный монастырь: её жители в малой степени связаны с миром, с обществом, они хранят обет безбрачия. Йозеф не испытывает сомнений и до поры до времени не жалеет о своём выборе, хотя «у него тоже были порывы, фантазии и влечения, поддававшиеся укрощению лишь постепенно и с великим трудом». Но всё в прошлом, Кнехт обрёл своё место. Он талантлив в разных науках, что необходимо для касталийца, пишет, музицирует, воспитывает учеников, утешает всех, кто испытал разочарование. В беседах с Плинио он проводит время. Неожиданно Кнехт принимает решение покинуть Касталию, сложить с себя высокие полномочия и стать воспитателем сына Плинио Дезиньори. В семье Дезиньори герой обретает понимание, строптивый и избалованный мальчик Тито привыкает к учителю «и полон благих намерений». Пребывание Кнехта в доме Дезиньори завершается трагически: купаясь вместе с Тито в озере, Йозеф тонет. Финальная сцена, несмотря на весь драматизм, имеет символическое значение: покинув замкнутый мир Касталии, Кнехт сначала погружается в жизнь, а потом в своей гибели сливается с природой, с мирозданием, формулу которого он искал в касталийских духовных упражнениях.

В чём-то «игра в бисер» похожа на «магический театр» из «Степного волка»: и там, и там речь идет о попытке синтеза чего-то разрозненного – но в «театре» происходит сборка фрагментов личности, а в «игре» сборке подвергается вся человеческая культура. Казалось бы, сборка культуры – достойное занятие, но проблема в том, что происходит оно в «башне из слоновой кости». Жители Кастильи не пытаются спасти окружающий мир, они отгораживаются от него, замыкаясь в своем интеллектуализме. И только Йозеф Кнехт, достигнув высокого звания мастера Игры и постигнув высшую духовность, решает уйти в обыденный мир. Вечная «игра в бисер» - без связи с реальной жизнью, без самоотдачи, его не устраивает. Он понимает, что эта «игра» – путь в никуда, и что, занимаясь ей, он не спасет мир и не спасется сам. Уйдя из Кастильи, Кнехт становится учителем своего давнего приятеля Дезиньори. Жить не ради себя и не ради пусть и высшего, но замкнутого в самом себе искусства Игры, но жить ради другого человека – это выбор Иозефа Кнехта. Однако вскоре жизнь Кнехта заканчивается – он тонет, спасая друга. Эту метафору можно понимать по-разному. Первое понимание рождается из параллели с главным новозаветным сюжетом. Гибель Кнехта – это надежда на возрождение мира духовности и человечности через жертву.

Йозеф Кнехт, овладев Игрой, постигает вершины духовности – как собственной, так и общечеловеческой, и выходит в мир, чтобы принести себя в жертву. Казалось бы, путь Кнехта самый благородный. Но остальные члены его ордена, нанизывая на интеллектуальные нити бисер культурных ценностей, предпочитают оставаться в «башне из слоновой кости». В своем порыве отдать себя миру Йозеф Кнехт оказывается одинок, а в одиночестве человек ничего не может, – и в этом смысле гибель Кнехта не случайна. Правда, есть надежда, что его приятель-ученик примет эстафету.

Полемика вокруг романа Гессе и образа героя сводилась к вопросу: что является целью жизни человека — уединение и отказ от мира, углубление в духовные упражнения либо выход в мир, совершение какого-то полезного дела, пусть такого малого, как воспитание одного ученика? Образ Йозефа Кнехта не даёт прямого ответа, особенно если внимательно прочитать приложенные к роману «Три жизнеописания», каждое из которых подтверждает и опровергает другое.


Герман Гессе, мучительно переживая исчерпание прежних идеалов человечества, ищет точку отсчета для нового гуманизма. Он видит её в осознании всей сложности человеческой природы, и, соответственно, в новом выстраивании диалога человека с самим собой и с окружающим миром. Вот только каков будет этот диалог? И достаточно ли его для спасения духовности? На это у Гессе нет окончательных ответов.

Все романы Гессе объединяет тема «пути внутрь», пройдя который, человек осознает предельные основания своего бытия, свои внутренние хаос и космос, постоянно борющихся зверя и человека в себе. Герои Гессе опускаются на самое дно своей души, проходят через культурные и социальные наслоения, чтобы, оттолкнувшись от дна, снова двигаться вверх, но уже обретя гармонию между самостью и окружающим миром, между ангелом и демоном в себе. 

    * Использованы материалы сайта https://levelvan.ru/pcontent/gesse-7/bio-pervye-romany