М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Экспрессионизм: одинокий человек во враждебном мире. Франц Кафка

И возненавидел я жизнь, потому что противны стали дела, которые делаются под солнцем, ибо всё – суета и томление духа.
Экклезиаст

 Картина Эдварда Мунка "Крик" - символ экспрессионизма

В 1905 году в Германии возникло движение против академизма в живописи, во главе которого находилось несколько студентов-архитекторов (Э. Хеккель, Э. Л. Кирхнер, К. Шмидт-Ротлуф), объединившихся в дрезденскую группу «Мост» и изображавших самые отвратительные места большого города, порочного и умирающего (см. стихотворения Г. Гейма «Демоны города», «Молох большого города», «Проклятья большим городам»). Их эксперименты в живописи положили начало новому художественному направлению – экспрессионизму – искусству выражения (от лат. expressio – «выражаю»).

Поэты, драматурги и художники, близкие экспрессионизму, были бунтарями и в искусстве, и в жизни. Они искали новые скандальные формы самовыражения, мир в их произведениях представал в гротескном обличье, а буржуазная действительность – в виде карикатур.
Поэт и теоретик экспрессионизма Казимир Эдшмид утверждал: «Мир существует. Повторять его нет смысла». Тем самым он и его последователи бросили вызов натурализму и реализму. Единственной реальностью экспрессионисты провозгласили субъективный духовный мир человека, находящегося в состоянии аффекта, а целью искусства – выражение этого мира. Задача художника заключается в том, чтобы не подражать реальности, а выражать к ней свое негативное отношение, чтобы изображать не саму действительность, а её внутреннюю суть.

Художники, музыканты и поэты, объединившиеся вокруг русского живописца Василия Кандинского, издавали в Мюнхене альманах «Синий всадник». Они решили освободиться от предметной и сюжетной зависимости и обращались к духовному миру человека посредством цвета и звука.

В 20 веке мир предстал человеку в беспокойном хаотичном движении непонятных и враждебных сил. Герой экспрессионистов – отчужденный, растерянный человек, захлёстываемый эмоциональными порывами, живущий во враждебном ему мире. Художественный символ экспрессионизма – картина Эдварда Мунка «Крик»: на фоне урбанистического пейзажа изображен человек с открытым в экстазе ужаса ртом. Единственная связь человека с миром – ужас по поводу дисгармонии этого мира. Человеку в отчуждённом мире остаётся только кричать без всякой надежды на помощь. Таким образом, ведущей в эстетике экспрессионизма, искусство которого – это протест против чувства обреченности, становится категория разорванности.

Другой теоретик экспрессионизма, Ф. Марк, выдвинул тезис, что суметь вновь стать чистым перед лицом сегодняшнего смятения умов возможно только с помощью полной изоляции собственной жизни и собственного дела.

Безысходность – одна из концепций данного художественного направления, поэтому в произведениях экспрессионистов читатель не найдёт ответа на вопрос о смысле жизни. «Я хочу быть человеком, но это невозможно во враждебном личности мире», – такова этическая установка экспрессионизма.

Крупнейший представитель экспрессионизма - пражский немецкоязычный писатель Франц Кафка (1883-1924). Его называли самой странной фигурой в литературе 20 века: "Еврей по происхождению, пражанин по месту жительства, немецкий писатель по языку и австрийский писатель по культурной традиции". 

Доктор права по образованию и чиновник страховой компании, при жизни Кафка опубликовал лишь несколько коротких рассказов и почти не был известен как писатель. Главные его произведения: романы "Америка" - "Пропавший без вести" / «Amerika» - «Der Verschollene»), "Замок" и "Процесс" - вышли в свет лишь после его смерти вопреки воле самого автора: своей возлюбленной Доре Диамант и другу Максу Броду писатель поручил сжечь все рукописи. Его волю выполнила только Дора, а Макс опубликовал романы Кафки и таким образом заставил говорить о писателе-экспрессионисте весь мир. Страдая многочисленными психосоматическими заболеваниями, Кафка умер, не дожив до 41 года. 

Исрытав влияние творчества Гоголя, Достоевского и Флобера, Франц Кафка одним из первых ощутил незащищенность человека от общественных институтов: герой его произведений может внезапно попасть под следствие, им могут заинтересоваться люди, за спиной которых стоят тёмные и непонятные силы (роман «Процесс» / «Der Prozeß»); человек может тщетно до самой смерти добиваться права на проживание в этом мире (роман «Замок» / «Das Schloß»). В новелле «Охотник Гракх» главный герой «висит» между бытием и небытием: он умер полторы тысячи лет назад, но он ни жив ни мёртв, и всё плавает в своей старой лодке. Когда его просят рассказать, что с ним произошло, Гракх отвечает, что не видит связи ни в явлениях мира, ни в мыслях людей.
Рассказ (по другим источникам - повесть) Кафки "Превращение" ("Die Verwandlung") была написана в 1912 году. Внутренняя сущность "маленького человека", коммивояжера, единственного финансиста своей большой семьи Грегора Замзы в одно не самое прекрасное утро получила телесное воплощение: он превратился в отвратительное насекомое. Ни причин, ни самого процесса превращения писатель не раскрывает: как это обычно бывает у Кафки, герой просто поставлен перед непреодолимым фактом. Муки человека, ставшего насекомым, но сохранившего здравый рассудок, показаны в этом произведении на фоне поведения его семьи, вымещающей злобу за собственное бессилие на беззащитном насекомом. Показательно, что Грегора больше всего беспокоит не само превращение, а невозможность быть опорой для семьи, неспособность работать. В рассказе объективно (без попыток автора дать оценку происходящему) показана трагедия одинокого, покинутого и чувствующего себя виноватым человека перед лицом абсурдной и бессмысленной судьбы. В отличие от сюжета известных сказок, где юноша, превращённый в чудовище, вновь становится самим собой, у Кафки обратное превращение невозможно: Грегора некому любить, да и возвращение в человеческое тело ничего бы не изменило ни в нём самом, ни в сознании членов его семьи. 

Задания по рассказу Франца Кафки "Превращение"

    Одна из распространённых легенд о Франце Кафке связана с историей девочки, потерявшей куклу. Однажды Кафка гулял по парку в Берлине и встретил плачущую девочку. Они с Кафкой безуспешно искали потерянную куклу, искали и на следующий день, но не нашли, и тогда Кафка подарил девочке записку, ′′написанную′′ куклой: ′′Пожалуйста, не плачь. Я отправилась в путешествие посмотреть мир. Напишу о своих приключениях".
    Так началась история, которая продолжалась до конца жизни Кафки. Кафка во время встреч читал записки куклы, где описывались приключения и "куклина болтовня".
    Наконец-то Кафка вернул вернувшуюся в Берлин куклу (купил). 
    ′′Это совсем не похоже на мою куклу," - сказала девочка.
    Кафка вручил ей ещё одно письмо, в котором кукла написала: ′′ Мои путешествия изменили меня". Маленькая девочка обняла новую куклу и счастливая принесла её домой.
    Через год умер Кафка. Много лет спустя взрослая девочка нашла внутри куклы письмо. В крошечном письме, подписанном Кафкой, было написано: ′′Всё, что ты любишь, скорее всего потеряется, но в конце концов любовь вернется другим способом."