М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Романтизм в Германии

 

О, как я хотел бы окунуться
            В те глубины, что огонь таят,
            Ангелам зовущим улыбнуться,
            Вновь увидеть счастья дивный град!
В. Мюллер

 

В Германии романтизм начал формироваться в последние годы 18 века и очень скоро стал одним из важнейших направлений в литературе и искусстве.

Основные принципы теории романтизма сформулировал Фридрих Шлегель в работе «Фрагменты». Вместе с ним стали работать его брат Август, Людвиг Тик, Вильгельм Ваккенродер и Фридрих фон Гарденберг (псевдоним - Новалис). Также важную роль в формировании романтической эстетики сыграли философы Фихте и Шеллинг. Эта группа писателей и поэтов работала в университетском городе Йена, в результате чего и получила название йенская школа. Это был первый этап немецкого романтизма.

Йенские романтики были врагами всего застывшего и традиционного, поэтому обращались к эстетическим ценностям прошлого и художественным открытиям других народов. Ф. Шлегель называет романтическую поэзию универсальной, а под универсальностью понимает способность поэта – романтика постигать мир в его целостности и многогранности, видеть одно и то же явление под разными углами зрения. Оскар Уайльд писал: «Искусство – это зеркало, изображающее того, кто в нем смотрится, а вовсе не жизнь. Пусть критики расходятся во мнении, художник остается верен себе». Йенские романтики считают, что поэт наделен неограниченными возможностями, он все способен предвидеть. Новалис: «Истинный поэт всеведущ: он действительно вселенная в малом преломлении». Романтики утверждают исторический подход к литературе, то есть пытаются осмыслить литературные произведения с учетом исторических событий. Большой вклад в разработку жанров внесли братья Шлегели: Август большое внимание уделял драматургии, а Фридрих ведущим жанром современной эпохи объявил роман.

Важным вкладом в развитие романтической этики стала книга Ваккенродера «Сердечные излияния монаха, любителя искусств», посвященная живописи и музыке. Он отвергает современное немецкое искусство за то, что оно утратило величие и задушевность, и печалится, что современный человек перестал заслуживать внимания художника. С Ваккенродера начинается переоценка места и значения музыки в ряду других искусств. Если теоретики классицизма эталон искусства видели в античной скульптуре, то романтики больше подчеркивают принцип живописности, а самым романтическим искусством провозглашают музыку. Гофман в статье о Бетховене писал: «Лира Орфея отворила врата ада». Нужно отметить, что в немецком искусстве первой половины 19 века именно музыка завоюет мировую славу.

Вторым этапом немецкого романтизма стало творчество гейдельберских романтиков. Освободительная война против Наполеона сформировала новые идеи, резко отличающиеся от суждений и взглядов йенских романтиков. Теперь на первый план выдвигаются понятия нации, народности и исторического сознания. Это и приводит к возникновению нового романтического движения, своеобразным центром которого стал город Гейдельберг. Там сформировался кружок поэтов и прозаиков, которых привлекало все истинно немецкое (искусство, культура и история).

Романтики второго этапа разбудили интерес к национальной старине. Именно в эти годы публикуются и комментируются памятники средневековой немецкой литературы, романтики обращаются к народной песне (сборник песен А. фон Арнима и К. Брентано «Волшебный рог мальчика»). Высокого совершенства достигает лирическая поэзия. Ведущими прозаическими жанрами становятся фантастическая новелла и сказка («Детские и семейные сказки» братьев Гримм). Однако романтики предъявляют к сказке высокие требования. Гофман писал: «Целого арсенала нелепостей и чертовщины еще недостаточно, чтобы вдохнуть душу в сказку, если в ней не заложен глубокий замысел».

    © Осмоловский М.В., Осмоловская И.Ю.