М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Генрих Гейне /1797-1856/

 

Центральным произведением в творчестве Гейне стала "Книга песен", печатавшаяся на протяжении нескольких лет как отдельные циклы и стихотворные сборники. Впоследствии эти произведения были объединены автором в единый свод (1827). От цикла к циклу направленность стихотворений меняется. Ранние произведения находятся под влиянием готического "страшного" жанра, наиболее ярко представленного в романтической литературе "Ночными рассказами" Гофмана, а также поэзия Гейне испытывает сильное влияние фольклорной традиции. В дальнейшем влияние готической образности будет утрачено, и большое значение приобретет народный дух. Гейне составлял свою книгу, используя лучшие из своих стихотворений. Особенное внимание поэт уделял структуре сборника: расположение стихотворений в нем не случайно, каждый цикл идейно и тематически связан с другими. Каждое стихотворение имеет свой смысл, но смысл этот меняется, если рассматривать произведение в контексте книги в целом. История любви, которая, как кажется поначалу, лежит в основе сборника, перерастает в историю нравов бюргерского общества, в их сатирическую критику.

1) "Страдания юности" – в этом цикле ощущается сильное влияние романтической традиции и на уровне образов (таинственные, мистические персонажи, сны, адские силы, ожившие мертвецы), и на уровне приемов (контрасты, романтическое двоемирие). Но это лишь внешняя приверженность романтизму, без веры в состоятельность романтической идеи. Немецкие романтики не воображали несуществующего. Немецкий романтизм предполагал не создание нового, иллюзорного мира в творчестве, а вдумчивое отношение к существующему миру, и для него характерна идея наблюдения бесконечного в конечном. Романтики видят мир скованным конечными очертаниями предметов, но достаточно лишь пристально вглядеться в любой предмет – камень, лист дерева, узор на крыльях бабочки, чтобы увидеть движение вечной и бесконечной материи, почувствовать дыхание божества. В немецкой романтической эстетике (в отличие от английского романтизма) слабо развита категория воображения. Романтик настаивает, что виденные им чудеса не являются иллюзией, а представляют собой заново увиденный мир. Стихотворение, которое наглядно показывает сходства и отличия позиции Гейне по сравнению с романтиками – "Разговор на Падерборнском лугу". В этом стихотворении противопоставлены два героя: один мечтатель, фантазер, другой филистер (ограниченный, грубый, глупый и прожорливый мещанин). Стихотворение построено на гротескном контрасте образов: музыка, пасторальный пейзаж, образ любимой девушки и свиное хрюканье, гогот гусей, навязчивые и грубые звуки села. Люди, живущие исключительно материальными проблемами, становятся предметом насмешки Гейне на протяжении всего его жизненного пути. Герой-мечтатель у Гейне, однако, не пассивный созерцатель мира, это активный деятель, обладающий способностью к фантазии и острому восприятию действительности. В финале "Разговора..." лирический герой подтверждает, что многое в его картине мира вызвано мечтательностью и фантазией, присущими ему, но насмешки филистера не могут разрушить того мира, который создан в его душе. Герой Гейне видит несовершенство мира, но стремится не уйти от него, а жить, преодолевая это несовершенство, в борьбе с ним. Материальный мир оказывается тоже важен для Гейне: без любви к нему невозможна истинная, человечная духовность.

2) "Лирическое интермеццо" примиряет лирического героя с жизнью. Тоска по утраченной возлюбленной сменяется светлой печалью. Взгляд Гейне на мир в высшей степени оптимистичен. Поэт считает, что если жизнь несовершенна, это не значит, что ее не стоит прожить.

3) "Возвращение на родину" – стихотворения этого, наиболее объемного цикла представляют нам лирического героя словно возмужавшим, он пережил страдания жизни, но память о них не умерла. Однако то, что ранило впечатлительного юношу, вызывает в зрелом человеке насмешку. Над любовной темой начинает преобладать критика достижений буржуазной морали.

4) "Северное море" написано свободным стихом. Гейне при помощи верлибра стремился передать своеобразный ритм волн прибоя. Необычность избранной стихотворной формы (новой для немецкой литературы) вызвала восхищение читающей публики, и с той поры верлибр вошел в немецкую поэзию. Аналитическое начало "Книги песен" в последнем цикле усиливается. Герой стремится слиться с природой вдали от напрасных страданий и умствований. Однако природа у него не обожествляется, как у романтиков, она объективна, материальна и одухотворена. В "Северном море" герою Гейне открывается радость жить полными чувствами здорового и счастливого человека. Сам Гейне называл себя "последним романтическим принцем" своей "неромантической эпохи". Действительно, поэзия Гейне связана с романтической традицией. Но, в отличие от романтиков, Гейне сохраняет веру в здоровый, "дневной" взгляд на мир, веру в счастливое предназначение человека.