М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822)

 

                                                 Он был одинаково замечателен как  юрист, как поэт, как музыкант, как живописец.                                                                                                                  Надгробная надпись

 

            Фантастические

              произведения

Сатирические                    символико-фантастические               произведения

         Новеллы        

 

Критика,       опера      

Сб. «Фантазии в манере Калло» («Кавалер Глюк», «Дон Жуан», «Золотой горшок», «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера»)

Сб. «Ночные повести» («Песочный человек», «Майорат»)

Сб. «Серапионовы братья» («Советник Креспель», «Девица Скюдери», «Дож и догаресса», «Фалунские рудники», «Щелкунчик и Мышиный король», «Чужое дитя», «Королевская невеста»)

Сб. «Последние рассказы»

«Крошка Цахес по прозванию Циннобер»

«Повелитель блох»

«Эликсир дьявола» (иной перевод - "Эликсиры Сатаны")

«Житейские воззрения кота Мурра»

«Необыкновенные страдания одного директора театра»

«Угловое окно»

«Мастер Иоганн Вахт»

«Фермата»

«Аргусова зала»

«Жак Калло»

«Ундина»

(опера)

В истории немецкой культуры Гофман известен как блестящий писатель с мировым именем и как композитор. В последнем качестве его знают под псевдонимом Иоганн Крайслер.

Гофман родился в г. Кёнигсберге (ныне Калининград, Россия) в семье адвоката и рано проявил способности к музыке и рисованию. Там же окончил университет по специальности "Юриспруденция", после чего посвятил жизнь государственной службе. При рождении его назвали Эрнст Теодор Вильгельм, однако, будучи поклонником Моцарта, он изменил третью часть своего имени на Амадей. 

Ежедневно посещая ненавистную службу, Гофман вечера проводил за бокалом вина, а поздними вечерами и ночами писал произведения с наводящими ужас сюжетами. Так в произведениях Гофмана встретились реальный, узнаваемый мир и мир страхов, мистики. Серьёзное содержание соседствует в его сюжетах с сатирой и юмором. Именно это вызывало непонимание современников писателя, искушённых в литературе. В Германии не считали сатирическую литературу достойной внимания. Отсутствие должной "серьёзности" в произведениях Гофмана привело к тому, что немецкие критики отказывались считать его творчество романтическим: с романтизмом в то время связывали произведения глубокомысленные, в которых не может быть места иронии или юмору. А Гофман сумел выразить своё мировоззрение именно в фантастических повестях и сказках. Тем не менее, идейно творчество Гофмана восходит к йенским романтикам, к их принципу понимания искусства как единственного средства преображения мира. Шлегелю и Новалису были близки идеи романтической иронии, нашедшие воплощение в творчестве Гофмана. 

Так появляются 

  • сборник романтических новелл "Фантазии в манере Калло" (1814)
  • роман "Эликсиры Сатаны" (1815)
  • повесть-сказка "Щелкунчик и Мышиный Король" (1816)
  • новелла "Песочный человек" (1817)
  • повесть-сказка "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер" (1819)
  • сборник новелл "Серапионовы братья" (1821)
  • роман "Житейские воззрения кота Мурра" (1821)
  • роман "Повелитель блох" (1822)

Для Гофмана центральной темой является судьба человеческой личности. Наибольшее внимание уделяется личности художника, так как в нём раскрывается все лучшее, что заложено в человеке и не испорчено корыстными побуждениями и мелочными заботами.

Гофман уделяет внимание проблеме столкновения художника с окружающей его пошлой средой, так как художник вынужден служить тем, кто чужд настоящему искусству. Художник для Гофмана – не профессия, а призвание, поэтому им может быть человек, занимающийся тем или иным видом искусства, но способный  видеть и чувствовать.

Герой Гофмана иронически воспринимает окружающий его мир, пытается вырваться из его оков, однако писатель показывает невозможность Героя укрыться в мире мечты, так как герой бессилен перед реальностью.

"Песочный человек" / Der Sandmann (1817)

Ведущая сказочная новелла в сборнике "Ночные этюды" была основана на народных поверьях, связанных с песочным человеком. Считается, что он сыплет заигравшимся допоздна детям в глаза волшебный песок, заставляя их засыпать. Один из популярных персонажей на немецком ТВ в 20 веке, Песочный человек являлся ведущим вечерней детской телепрограммы.

Образ Песочного человека, служа целям воспитательным, может иметь как положительную окраску, так и отрицательную — это злое, враждебное существо, навевающее непослушным детям кошмары. Именно такое воплощение получает Песочный человек у Гофмана: "...злой человек, который приходит к детям, когда они не хотят ложиться спать, и бросает им в глаза целые пригоршни песка, так что глаза заливаются кровью и вываливаются, а он складывает их в мешок и уносит на луну, чтобы кормить своих детей; а те сидят там в гнезде, и у них такие острые клювы, как у сов, чтобы клевать ими глаза непослушных детей". 

Новелла, повествующая о том, как страх перед Песочным человеком и едва не состявшееся обручение с девушкой-куклой свели героя с ума, выстроена в форме переписки нескольких персонажей, поэтому одни и теже события представлены с нескольких точек зрения. Детские страхи Натаниэля, смешиваясь с реальными событиями взрослой жизни, превращаются в серьёзную психическую болезнь, опасную для окружающих. 

В 1919 году Зигмунд Фрейд посвятил анализу "Песочного человека" с точки зрения психоанализа статью "Жуткое". 

Мотивы гофмановского "Песочного человека" нашли отражение не только в немецкой литературной и музыкальной культуре, но и в русской литературе: история девушки-куклы и сумасшествие художника стали основой сюжета повести Александра Грина "Серый автомобиль" (известной также под названием "Господин оформитель") и романа современной писательницы Дины Рубиной "Синдром Петрушки"

 

«Крошка Цахес» (1819)     

Сказка поражает своей причудливой фантастикой. Гофмановский герой Бальтазар принадлежит к числу романтических художников-энтузиастов, он способен проникать в сущность явлений и тайн, недоступных разуму обыкновенных людей. На протяжении всей повести этот герой ведёт борьбу за истину, и в конечном итоге именно ему и его друзьям достается победа. Сюжетная линия Бальтазара и Кандиды имеет довольно счастливый финал, но он ироничен, и именно эта ирония разрушает идиллическую концовку повести, которая была ориентирована на народные сказки, где добро всегда побеждает зло.

Образ Цахеса (как и образ Бальтазара) характерен для творчества Гофмана, у которого поэтическое видение мира сочетается с острой сатирой. Этот герой уродлив и внешне, и внутренне. История Цахеса помогает обличить не только бездуховность и злость его самого, но также трусость, равнодушие и верноподданничество немецких филистеров (филистер – это трусливый и самодовольный обыватель, мещанин, ханжа). Читателю предлагается поразмышлять над природой власти, над тем, как формируется общественное мнение, создаются политические мифы. Сказка о трех золотых волосках Цахеса приобретает зловещий обобщающий смысл, так как власть и сила заколдованных волосков безграничны и перед ними утрачивают значение таланты, знания, моральные качества, и даже любовь терпит крушение.

Образ Цахеса – один из пророческих в творчестве Гофмана. Он предсказывает появление диктаторской власти в Германии 20 века (диктатор – власть – толпа).

Роман "Житейские воззрения кота Мурра" (1821)

Вершиной творчества Гофмана считается сатирический роман "Житейские воззрения Кота Мурра вку́пе с фрагментами биографии капельме́йстера Иоганнеса Крайслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах" ("Lebens-Ansichten des Katers Murr nebst fragmentarischer Biographie des Kapellmeisters Johannes Kreisler in zufälligen Makulaturblättern"). Название отражает две сюжетные линии: автобиографию самого кота и историю жизни придворного капельмейстера Иоганна Крайслера. По версии вымышленного издателя, жизнеописание гениального композитора случайным образом перемешалось с записками разумного кота, для которого история Крайслера была всего лишь макулатурными листами, которые кот вкладывал в записки для прокладки или просушки. 

В романе очень едко высмеиваются и дворянство, и буржуазия, да и само немецкое общество показано как "царство животных". Кот Мурр, обжора, лентяй, трус и демагог, пишет свою исповедь на обрывках биографии капельмейстера Крейслера. Он родился на чердаке и именно с этим обстоятельством связывает "высоту" свего мышления. Он воспевает сытость и довольство - мораль тупого обывателя. Кот любит высокопарно размышлять, зло иронизировать, фрондировать перед высшим собачьим обществом, которому тайно завидует. Однако самые яркие страницы романа связаны с жизнью Иоганнеса Крайслера. Это описание судьбы настоящего творца, контрастирующее с записками высокомерного и умственно ограниченного кота.