schoolexpert@yandex.ru
М. Осмоловский, И. Осмоловская

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822)

 

                                                 Он был одинаково замечателен как  юрист, как поэт, как музыкант, как живописец.                                                                                                                  Надгробная надпись

 

            Фантастические

              произведения

Сатирические символико-фантастические               произведения

      Новеллы

 

Критика,       опера

Сб. «Фантазии в манере Калло» («Кавалер Глюк», «Дон Жуан», «Золотой горшок», «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера»)

Сб. «Ночные повести» («Песочный человек», «Майорат»)

Сб. «Серапионовы братья» («Советник Креспель», «Девица Скюдери», «Дож и догаресса», «Фалунские рудники», «Щелкунчик и Мышиный король», «Чужое дитя», «Королевская невеста»)

Сб. «Последние рассказы»

«Крошка Цахес по прозванию Циннобер»

«Повелитель блох»

«Эликсир дьявола»

«Житейские воззрения кота Мурра»

«Необыкновенные страдания одного директора театра»

«Угловое окно»

«Мастер Иоганн Вахт»

«Фермата»

«Аргусова зала»

«Жак Калло»

«Ундина»

(опера)

В истории немецкой культуры Гофман известен как блестящий писатель с мировым именем и как композитор. В последнем качестве его знают под псевдонимом Иоганн Крайслер.

Гофман родился в г. Кёнигсберге (ныне Калининград, Россия) в семье адвоката и рано проявил способности к музыке и рисованию. Там же окончил университет по специальности "Юриспруденция", после чего посвятил жизнь государственной службе. При рождении его назвали Эрнст Теодор Вильгельм, однако, будучи поклонником Моцарта, он изменил третью часть своего имени на Амадей. 

Литературные произведения Гофмана при жизни были невысоко оценены, так как в Германии не считали сатирическую литературу достойной внимания. Отсутствие должной "серьёзности" в произведениях Гофмана привело к тому, что немецкие критики отказывались считать его творчество романтическим: с романтизмом в то время связывали произведения глубокомысленные, в которых не может быть места иронии или юмору. А Гофман сумел выразить своё мировоззрение именно в фантастических повестях и сказках. Так появляются 

  • сборник романтических новелл "Фантазии в манере Калло" (1814)
  • роман "Эликсиры Сатаны" (1815)
  • повесть-сказка "Щелкунчик и Мышиный Король" (1816)
  • новелла "Песочный человек" (1817)
  • повесть-сказка "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер" (1819)
  • сборник новелл "Серапионовы братья" (1821)
  • роман "Житейские воззрения кота Мурра" (1821)
  • роман "Повелитль блох" (1822)

Для Гофмана центральной темой является судьба человеческой личности. Наибольшее внимание уделяется личности художника, так как в нем раскрывается все лучшее, что заложено в человеке и не испорчено корыстными побуждениями и мелочными заботами.

Гофман уделяет внимание проблеме столкновения художника с окружающей его пошлой средой, так как художник вынужден служить тем, кто чужд настоящему искусству. Художник для Гофмана – не профессия, а призвание, поэтому им может быть человек, занимающийся тем или иным видом искусства, но способный  видеть и чувствовать.

Герой Гофмана иронически воспринимает окружающий его мир, пытается вырваться из его оков, однако писатель показывает невозможность Героя укрыться в мире мечты, так как герой бессилен перед реальностью.

 

«Крошка Цахес» (1819)

 

                                               Какого художника занимали когда-либо политические события? Он жил только своим искусством и только с ним шел по жизни. Но тяжелое, роковое время зажало человека в железный кулак, 
и боль исторгает из него звуки, которые прежде были ему чужды.                                                                                                                                                                                                                                                             Э.Т.А. Гофман

 

            Сказка поражает своей причудливой фантастикой. Программный гофмановский герой Бальтазар принадлежит к числу романтических художников-энтузиастов, он способен проникать в сущность явлений и тайн, недоступных разуму обыкновенных людей. На протяжении всей повести этот герой ведет борьбу за истину, и в конечном итоге именно ему и его друзьям достается победа. Сюжетная линия Бальтазара и Кандиды имеет довольно счастливый финал, но он ироничен и именно эта ирония разрушает идиллическую концовку повести, которая была ориентирована на народные сказки, где добро всегда побеждает зло.

         Образ Цахеса (как и образ Бальтазара) характерен для творчества Гофмана, у которого поэтическое видение мира сочетается с острой сатирой. Этот герой уродлив и внешне, и внутренне. История Цахеса помогает обличить не только бездуховность и злость его самого, но также трусость, равнодушие и верноподданничество немецких филистеров (филистер – это трусливый и самодовольный обыватель, мещанин, ханжа). Читателю предлагается поразмышлять над природой власти, над тем, как формируется общественное мнение, создаются политические мифы. Сказка о трех золотых волосках Цахеса приобретает зловещий обобщающий смысл, так как власть и сила заколдованных волосков безграничны и перед ними утрачивают значение таланты, знания, моральные качества, и даже любовь терпит крушение.

         Образ Цахеса – один из пророческих в творчестве Гофмана. Он предсказывает появление диктаторской власти в Германии 20 века (диктатор – власть – толпа).

    © Осмоловский М.В., Осмоловская И.Ю