М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Оноре де Бальзак (1799-1850)

 

СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ "ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КОМЕДИИ" ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА

Моё произведение должно вобрать в себя все типы людей, 
все общественные положения, оно должно воплотить все социальные сдвиги,
так, чтобы ни одна жизненная ситуация, ни одно лицо, ни один характер,
мужской или женский, ни чьи-либо взгляды... не остались забытыми.
Бальзак

 

Монументальный свод произведений Оноре де Бальзака, объединённых общим замыслом и названием – «Человеческая комедия», состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции второй четверти XIX столетия. Он представляет собой своеобразную социальную эпопею, в которой Бальзак описал жизнь общества: процесс становления и обогащения французской буржуазии, проникновение выскочек в аристократическую среду парижского высшего света, их путь наверх, быт, обычаи и философию людей, исповедующих веру только в одного бога – деньги. Он дал драматическую картину человеческих страстей, порожденных богатством и бедностью, жаждой власти и полным бесправием.

Большинство романов, которые Бальзак с самого начала предназначал для «Человеческой комедии», были созданы в период с 1834 по конец 40-х годов. Однако когда замысел сформировался окончательно, оказалось, что и более ранние вещи органичны для общей авторской идеи, и Бальзак включил их в состав эпопеи. В своем труде автор хотел всесторонне охватить жизнь общества того времени, дать почти энциклопедический перечень социальных типажей и характеров.

«Человеческая комедия» имеет четко выраженную структуру и состоит из 3 циклов:

1) «Этюды о нравах» (характеристика общества, данная через призму частной жизни современников). К ним относится основная часть написанных Бальзаком романов, причем он ввел для него шесть тематических разделов:
а) «Сцены частной жизни» ("Гобсек", "Полковник Шабер", "Отец Горио", "Брачный контракт", "Обедня безбожника");
б) «Сцены провинциальной жизни» ("Евгения Гранде", "Прославленный Годиссар", "Старая дева");
в) «Сцены парижской жизни» ("История величия и падения Цезаря", "Банкирский дом Нусингена", "Блеск и нищета куртизанок", "Тайны княгини де Кадиньян", "Кузина Бетта" и "Кузен Понс");
г) «Сцены политической жизни» ("Эпизод эпохи террора", "Тёмное дело");
д) «Сцены военной жизни» («Шуаны»);
е) "Сцены деревенской жизни" ("Сельский врач". “Сельский священник").

2) «Философские этюды» - здесь Бальзак хотел показать причины ряда социальных явлений: "Шагреневая кожа", "Эликсир долголетия", "Неведомый шедевр", "Поиски абсолюта", "Драма на взморье", "Примиренный Мельмот".

3) «Аналитические этюды» ("Физиология брака", "Мелкие невзгоды супружеской жизни"). Здесь писатель пытается определить философские основы человеческого бытия, раскрыть законы жизни общества.

«Человеческая комедия» представляет собой модель французского общества, создающую иллюзию полноценной действительности. Во всех романах рисуется как бы одно и то же общество, похожее на реальную Францию, но не вполне с ней совпадающее, поскольку это его художественное воплощение. Впечатление почти исторической хроники подкрепляет второй план эпопеи, где действуют реальные исторические лица той эпохи: Наполеон, Талейран, Людовик XVIII, реальные маршалы и министры. Вместе с вымышленными персонажами, соответствующими типическим характерам времени, они и разыгрывают спектакль "Человеческой комедии".
Эффект исторической подлинности происходящего подкрепляется обилием подробностей. Париж и провинциальные города даны в широком диапазоне деталей, начиная от особенностей архитектуры до мельчайших подробностей деловой жизни и быта героев, принадлежащих к разным социальным слоям и сословиям.

Романы "Человеческой комедии" объединяет не только единство эпохи, но и найденный Бальзаком прием переходящих персонажей, как главных, так и второстепенных. Если кто-то из героев любого романа заболел, приглашают одного и того же врача Бьяншона, в случае денежных затруднений обращаются к ростовщику Гобсеку, на утренней прогулке в Булонском лесу и в парижских салонах мы встречаем одни и те же лица. Вообще, подразделение на второстепенных и главных персонажей "Человеческой комедии" достаточно условно. Если в одном из романов действующее лицо находится на периферии повествования, то в другом – он и его история выводятся на первый план (Гобсек и Нусинген).

Один из принципиально важных художественных приемов автора "Человеческой комедии" – разомкнутость, перетекание одного романа в другой. Завершается история одного человека или семейства, но не заканчивается жизнь, она находится в постоянном движении. Поэтому у Бальзака развязка одного сюжета становится завязкой нового или перекликается с предшествующими романами, а сквозные персонажи создают иллюзию достоверности происходящего и подчеркивают основу замысла, который состоит в следующем: главный герой "Человеческой комедии" – общество, поэтому частные судьбы интересны Бальзаку не сами по себе, а как подробности всей картины.

Поскольку эпопея такого типа рисует жизнь в постоянном развитии, она принципиально не завершена, да и не могла бы быть завершена. Именно поэтому ранее написанные романы (например, "Шагреневая кожа"), могли быть включены в эпопею, замысел которой возник уже после их создания.

При таком принципе построения эпопеи каждый роман, входящий в нее, является в то же время самостоятельным произведением и одним из фрагментов целого. Каждый роман – автономное художественное целое, существующее в рамках единого организма, что усиливает его выразительность и драматизм событий, переживаемых его персонажами.

Новаторство такого замысла и методы его воплощения (реалистический подход к отображению действительности) резко отделяют творчество Бальзака от его предшественников – романтиков. Если последние ставили во главу угла единичное, исключительное, то автор "Человеческой комедии" полагал, что художник должен отображать типическое, находить общую связь и смысл явлений. В отличие от романтиков, Бальзак не ищет свой идеал за пределами реальной действительности, он был первым, кто за буднями французского буржуазного общества обнаружил кипение человеческих страстей и поистине шекспировский драматизм. Его Париж, населенный богачами и нищими, борющимися за власть, влияние, деньги и просто за жизнь, представляет собой захватывающую картину. За частными проявлениями жизни, начиная от не оплаченного бедняком счета квартирной хозяйке и заканчивая историей ростовщика, неправедно нажившего свое состояние, Бальзак пытается увидеть целую картину, общие законы жизни буржуазного общества, проявляющиеся через борьбу, судьбы и характеры его персонажей.

В "Человеческой комедии" Бальзака, кроме людей, действует могучая сила, подчинившая себе не только частную, но и общественную жизнь, политику, семью, мораль и искусство. И это – деньги. Все может стать предметом денежных сделок, все подчинено закону купли-продажи. Они дают власть, влияние в обществе, возможность удовлетворять честолюбивые замыслы, просто прожигать жизнь. Войти в элиту такого общества на равных, добиться его расположения на деле означает отказ от основных заповедей нравственности и морали. Сохранить в чистоте свой духовный мир – значит отказаться от честолюбивых желаний и преуспеяния.

Эту общую для "Человеческой комедии" коллизию переживает почти каждый герой бальзаковских "Этюдов о нравах", почти каждый выдерживает маленькую битву с собой. В конце её либо путь наверх и проданные дьяволу души, либо вниз – на обочину общественной жизни и все мучительные страсти, сопровождающие уничижение человека. Таким образом, нравы общества, характеры и судьбы его членов вещи не только взаимосвязанные, но и взаимообусловленные, утверждает Бальзак в "Человеческой комедии". Его персонажи – Растиньяк, Нусинген, Гобсек подтверждают этот тезис.

Достойных выходов не так много – честная бедность и утешение, которое может дать религия. Правда, следует отметить, что в изображении праведников Бальзак менее убедителен, чем в тех случаях, когда он исследует противоречия человеческой натуры и ситуацию непростого для его героев выбора. Спасением иногда становятся любящие родные и семья, но и она затронута порчей. Вообще, семья в "Человеческой комедии" играет немаловажную роль. В отличие от романтиков, которые основным предметом художественного рассмотрения делали личность, Бальзак таковым делает семью. С анализа семейной жизни он начинает изучение общественного организма. И с сожалением убеждается, что распад семьи отражает общее неблагополучие жизни. Наряду с одиночными персонажами в "Человеческой комедии" перед нами проходят десятки разнообразных семейных драм, отражающих различные варианты трагичной борьбы за власть и золото.

  

«ГОБСЕК»

...из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это… золото.
Бальзак
Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Евангелие от Матфея

 

Тема влияния золота на внутренний мир человека всегда была актуальной в мировой литературе. К ней обращались Плавт («Горшок»), Мольер («Скупой»), Пушкин («Скупой рыцарь»), Гоголь («Мёртвые души»). У Оноре де Бальзака с этой темой связаны многие произведения, входящие в цикл «Человеческая комедия», в частности, повесть «Гобсек», главный герой которой – это одна из версий образа «скупца» (символично, что по времени написания произведение Бальзака совпадает с трагедией А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» с центральным образом Барона, который служит золоту, «как алжирский раб, как пес цепной»).

Бальзак не просто называет героя своей повести «живоглотом», «человеком-автоматом», «человеком-векселем», но и пытается объяснить читателю, каким образом его персонаж превратился в такого человека. Гобсек окружён ореолом таинственности, чем несколько похож на романтического героя. Никто не знает, кто он, откуда, есть ли у него родные и друзья. Прошлое его тоже загадочно. В молодости он странствовал, был связан с пиратами, участвовал в войне за независимость США, служил в Индии, искал клад в Буэнос-Айресе. Однако Бальзак заявляет, что такое загадочное прошлое не предвещает великого будущего. Гобсек теряет свои романтические черты и во многом это объясняется его приземлённой профессией – ростовщик.

Большое внимание Бальзак уделяет художественной детали. В этом он продолжает традиции Гоголя. Ярче всего это проявляется при описании внешности героя. Бальзак хочет показать, что его герой – холодный человек, так как в его портрете преобладают металлические оттенки (золото, серебро, бронза, свинец): «Его желтоватая бледность напоминала цвет серебра, с которого слезла позолота. Черты лица неподвижные и бесстрастные казались отлитыми из бронзы». Несмотря на неприметную внешность, Гобсек вызывает страх, потому что благодаря золоту он обладает чудовищной властью над людьми из разных слоев общества. Дряхлый старик может разрушить судьбу только ради прибыли, поэтому не случайно имя «Гобсек» переводится как «живоглот». Гобсек убеждён, что человек человеку враг, поэтому его кредо: «…лучше самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили». От него нельзя ждать ни пощады, ни милосердия, ему безразличны человеческие несчастья так же, как и политические страсти. Ничто не может повлиять на его служение золоту. "Все человеческие страсти проходят передо мной, и я произвожу им смотр, а сам живу в спокойствии. Словом, я владею миром, не утомляя себя, а мир не имеет надо мной ни малейшей власти" – говорит о себе Гобсек (ср. слова пушкинского Барона: «Мне всё подвластно! Я же ничему»).

Читателю кажется, что Гобсек бережёт свою жизненную энергию так же, как бережёт каждую монетку. Не случайно Бальзак говорит, что в груди у Гобсека слиток металла. Однако Гобсек не всегда спокоен: когда он взыскивает деньги по векселям, он бегает по всему Парижу. Радуется Гобсек тоже редко и только тогда, когда получает золото или бриллианты.

Однако Гобсека нельзя полностью назвать отрицательным героем: автор показывает его умным и даже по-своему честным человеком. В образе Гобсека как бы соединяются несоединимые понятия. Он и скряга, и философ, он может совершать подлые поступки и быть благородным. Это своеобразный возвеличенный злодей, «рыцарь наживы» (ср. со «Скупым рыцарем»)
В финале повести Бальзак развенчивает идею накопительства, когда описывает «сокровища» Гобсека. То, что стоило счастья многим людям, не принесло пользы Гобсеку и превратилось в прах.

 

«ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА»

Повесть «Шагреневая кожа» открывает цикл произведений Бальзака «Человеческая комедия», то есть является своеобразным предисловием. Бальзак писал так: «Шагреневая кожа – это отправная точка моего дела».

По жанру «Шагреневая кожа» – это философский этюд с элементами фантастики, это размышления автора о смысле жизни и закономерности смерти, о власти денег и о потере души. В центре романа – история молодого студента Рафаэля де Валантена, который приобрел кусочек шагреневой кожи (кожа особой выделки, напоминающая ослиную). Особенность этой кожи заключается в исполнении любых желаний владельца, однако взамен сокращается жизнь счастливого обладателя волшебной кожи: «Обладая мной, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне. Соразмеряй свои желания со своей жизнью».

Рафаэль де Валантен – фигура автобиографическая: Бальзак словно предсказал свою собственную судьбу, так как он укоротил жизнь непосильным литературным трудом и «сгорел» так же, как и его герой.

Среди литературных прототипов Рафаэля можно назвать Фауста (Гете) и Мельмота Скитальца (Ч.Метьюрен), которые заключили сделку с дьяволом.

В начале произведения Рафаэль – честолюбивый, но нищий молодой человек. Он носит титул маркиза, однако денег это ему не прибавляет. Лишившись состояния, герой решает жить «в труде и молчании», надеясь завоевать славу и деньги своим трудом. Он работает над двумя литературными произведениями, которые рассчитывает закончить в течение трех лет – веселую комедию и ученый трактат «Теория воли» (кстати, сам Бальзак считал, что воля является могучей силой, влиянию которой подвластны все живые существа) Однако случайная встреча заставляет героя изменить отшельнический образ жизни и попытаться добиться успеха, вращаясь в свете и покоряя женские сердца. В результате, влюбившись в красавицу-графиню Феодору, «женщину без сердца», увлечённую только собой, Рафаэль забывает о творчестве и науке, оказывается без средств к существованию и в отчаянии хочет покончить с собой. Перед смертью он случайно попадает в лавку антиквара, и самоубийство откладывается: антиквар дарит герою кусок шагреневой кожи. Вначале Рафаэль не верит в силу талисмана, но желания исполняются, он становится обладателем несметных богатств, а кожа неумолимо уменьшается. Герой уже не хочет умирать, но перед ним стоит тяжелый выбор: жить в свое удовольствие и тем самым обречь себя на скорую смерть или умерить свое воображение и вести жизнь отшельника. Автор не случайно ставит героя перед таким выбором. Бальзака всегда волновала проблема экономии жизненных сил, ведь сам он их тратил без счета, но при этом часто вспоминал философа Фонтенеля, который прожил сто лет, потому что экономил «свой жизненный флюид».

Чувство самосохранения оказывается для Рафаэля сильнее, и он отказывается от желаний, делая посредником между собой и миром старого слугу Ионафана, который должен предугадать желания своего господина раньше, чем они будут высказаны.

Данное произведение во многом напоминает роман О.Уайльда «Портрет Дориана Грея». В обоих произведениях показана деградация человеческой души, потому что по мере того, как исполняются желания героя, он становится все более несчастным. Нынешняя жизнь Рафаэля приносит ему меньше радости, чем та, когда он хотел покончить жизнь самоубийством. Когда герой становится наследником 6 млн., то не испытывает никакой радости: «Мир принадлежал ему, но он уже ничего не хотел».

Лишь на время Рафаэлю кажется, что он обманул судьбу. Встреча с Полиной Годен, любившей его еще в ту пору, когда он влачил жалкое существование, должна сделать его жизнь счастливой, ведь Полина обожает его без всякого волшебства. Но герой в очередной раз терпит фиаско. Жизнь полна мелких, порой незаметных желаний, кожа продолжает уменьшаться в размерах, и ее владелец чувствует себя все хуже и хуже. Он обращается к ученым в надежде растянуть магическую кожу, но ни зоолог, ни химик, ни физик не способны это сделать. Тогда Рафаэль просит врачей спасти его от преждевременной смерти, но и они бессильны. Единственной возможностью спасти себя, по мнению Рафаэля, становится уединение. Он поселяется в глухой деревушке, чтобы «приобщиться к внутренней жизни природы» и «освободиться от самого себя». Бегство Рафаэля – это своеобразная пародия на романтических героев, которые мечтали жить на лоне природы среди «естественных людей» и тем самым избавиться от мучающих их страстей. Однако сельская жизнь Рафаэля не представляет собой ничего поэтического: герой ведет животный образ жизни, но все равно продолжает чахнуть.

В итоге Рафаэль понимает, что жизнь невозможно изменить, переписать набело. Он осознал, что окончательно потерял свою душу. Однажды, заглянув в себя, он увидел, что «она поражена гангреной, что она гниет». В результате герой приходит к страшному выводу, что даже с помощью талисмана он не совершил ничего великого: кожа выполняла лишь то, о чем он просил, а попросить чего-нибудь великого у него не хватало сил. Поэтому смерть героя является закономерным финалом. Вернувшись в Париж, он умирает в объятиях Полины, не удержавшись от последнего желания, оказавшегося роковым.

Идея произведения состоит в том, что Бальзак хотел показать, как люди пытаются приспособиться к обществу, продать свою жизнь и чем заканчиваются эти попытки. Судьба Рафаэля де Валантена – это смерть в рассрочку, полное перерождение личности, которая одержима жаждой наживы.