Шарлотта Бронте (1816-1855) |
Эмили Бронте (1818-1848) |
Энн Бронте (1820-1849) |
"Зелёный карлик" / "The Green Dwarf, A Tale of the Perfect Tense" "Эшворт" / "Ashworth" "Учитель" / "The Professor" "Джейн Эйр" / "Jane Eyre" "Шерли" / "Shirley" "Городок" / "Villette" "Эмма" / "Emma" |
"Грозовой перевал" / "Wuthering Heights" |
"Агнес Грей" / "Agnes Grey" "Незнакомка из Уайлдфелл Холла" / "The Tenant of Wildfell Hall" |
"Женский" роман - абсолютный феномен английской литературы середины 19 века. Он складывается в середине 19 века в творчестве трёх сестёр Бронте: Шарлотты, Эмили и Энн.
Явление "женского" романа парадоксальным образом оказывается связанным с викторианской эпохой - временем правления королевы Виктории (1837-1901). Это эпоха самой строгой, суровой морали, крайнего пуританства в семейной жизни. Жёсткому контролю подвергались одежда, поведение, жесты, темы разговоров. Лицемерие стало не просто явлением повседневной жизни, а необходимостью. Публичное проявление чувств осуждалось.
Даже супруги в обществе обязаны были сохранять невозмутимость и обращаться друг к другу "миссис" и "мистер". Высшим достижением для девушек считалось замужество. Высшим счастьем - молчаливое подчинение мужу. В принятии мужчиной семейных решений мнение дворецкого или садовника имело больший вес, чем мнение жены. Впрочем, по закону имущество жены поступало в полное распоряжение мужа. В ряде случаев, чтобы сохранить независимость, женщины отказывались от замужества.
Именно в викторианскую эпоху начинает складываться критический реализм в английской литературе. Начало ему положено творчеством сестёр Бронте. Они родились в семье священника Патрика Бронте, где было шесть детей: 5 дочерей и сын. В 1821 году жена Патрика умирает от рака. Дочери Мэри и Элизабет умерли в детстве от туберкулёза, а оставшиеся в живых хоть и дожили до взрослого возраста, тоже умерли молодоыми: Эмили - в 30 лет, Энн - в 29, Бренуэлл - в 31 год, Шарлотта - в 38. Всех, кроме Шарлотты, погубил туберкулёз. Примечательно, что три сестры и их брат стали писателями. И хотя они оставили после себя немного написанных книг, творчество Бронте стало переломным этапом в истории европейской литературы.
Принципиально новаторским стал роман Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”, посвящённый истории скромной, но гордой и самодостаточной девушки-сироты.
Во-первых, Шарлотта Бронте создает образ свободолюбивой, здравомыслящей девушки, которая наделена смелостью, твёрдыми нравственными принципами, она способна принимать самостоятельные решения. Именно поэтому её считают дерзкой бунтаркой: её характер не укладывается в стереотипы викторианской эпохи.
Во-вторых, новшеством для викторианской литературы является и тот факт, что главная героиня не блещет красотой, её очарование скрыто во внутреннем мире. Этим автор еще раз хотела подчеркнуть индивидуальность женщины, её возможность быть личностью, а не красивой игрушкой мужа.
В-третьих, Шарлотта Бронте не отторгает героиню от общества. Джейн необыкновенна в силу своих внутренних качеств, но в то же время она не противопоставляет себя миру — наоборот, она является частью этого общества, борясь за права и за место в этом самом мире. Узнав, что её возлюбленный женат, она сразу же уходит от него и скитается без гроша по большим дорогам, так как моральный долг не позволяет ей быть с замужним мужчиной. В то же время сам Рочестер предстаёт героической фигурой по-настоящему сильного и благородного мужчины, и только такой достоин быть с Джейн.
В-четвёртых, в романе с беспощадной реалистичностью показаны нравы викторианской Англии. Особенно смелым оказалось описание Ловуда - школы для девочек, где среди тех, кто призван учить и воспитывать, царили жестокость и самодурство.
Вершиной творчества и единственным романом Эмили Бронте является роман “Грозовой перевал”. Как и Шарлотта, Эмили Бронте создаёт главную героиню романа, Кэтрин Эрншо, взбалмошной и дерзкой девочкой, однако не оставляет её без внешнего обаяния, наделяя миловидной наружностью. Побывав в более высоком обществе, Кэтрин заметно изменилась и осознала себя привлекательной молодой девушкой, а также научилась лицемерить и преподносить себя с выгодной стороны, оставаясь в действительности дерзкой, вспыльчивой натурой.
Из двух романов Энн Бронте особое место в английской литературе отводится "Незнакомке из Уайлдфелл Холла". Этот эпистолярный роман в трёх частях о судьбе загадочной вдовы Хелен Грэхем оказался самым радикальным произведением в "женской" литературе. Фактически именно "Незнакомка..." положила начала феминистской литературе. Проблематика романа необычайно широка:
- гендерные отношения (особенно роль женщины в семье) показаны с точки зрения Хелен, которая не готова подчиняться и угождать мужу;
- заблуждения женщины, вступающей в брак, и её иллюзии относительно возможного "перевоспитания" мужа;
- алкоголизм: главные герои напиваются, утрачивают личностные качества, в результате пьянства падает с лошади и гибнет муж Хелен; однако ей удаётся пресечь тягу к выпивке сына Артура;
- роль женщины в искусстве: Хелен - художница, но её талант подавляется супружескими отношениями, она вынуждена заниматься только хозяйством, и это пагубно сказывается на её таланте.
Текст редактируется
Поделиться с друзьями: