М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Английский женский роман. Сёстры Бронте

Задания по романам Бронте 

Шарлотта Бронте

(1816-1855)

   Эмили Бронте   

(1818-1848)

    Энн Бронте     

(1820-1849)

"Зелёный карлик" / "The Green Dwarf, A Tale of the Perfect Tense"

"Эшворт" / "Ashworth"

"Учитель" / "The Professor"

"Джейн Эйр" / "Jane Eyre" 

"Шерли" / "Shirley" 

"Городок" / "Villette" 

"Эмма" / "Emma" 

"Грозовой перевал" / "Wuthering Heights" 

"Агнес Грей" / "Agnes Grey"

"Незнакомка из Уайлдфелл Холла" / "The Tenant of Wildfell Hall"

"Женский" роман - абсолютный феномен английской литературы середины 19 века. Он складывается в середине 19 века в творчестве трёх сестёр Бронте: Шарлотты, Эмили и Энн.

Явление "женского" романа парадоксальным образом оказывается связанным с викторианской эпохой - временем правления королевы Виктории (1837-1901). Это эпоха самой строгой, суровой морали, крайнего пуританства в семейной жизни. Жёсткому контролю подвергались одежда, поведение, жесты, темы разговоров. Лицемерие стало не просто явлением повседневной жизни, а необходимостью. Публичное проявление чувств осуждалось.

Даже супруги в обществе обязаны были сохранять невозмутимость и обращаться друг к другу "миссис" и "мистер". Высшим достижением для девушек считалось замужество. Высшим счастьем - молчаливое подчинение мужу. В принятии мужчиной семейных решений мнение дворецкого или садовника имело больший вес, чем мнение жены. Впрочем, по закону имущество жены поступало в полное распоряжение мужа. В ряде случаев, чтобы сохранить независимость, женщины отказывались от замужества. 

Именно в викторианскую эпоху начинает складываться критический реализм в английской литературе. Начало ему положено творчеством сестёр Бронте. Они родились в семье священника Патрика Бронте, где было шесть детей: 5 дочерей и сын. В 1821 году жена Патрика умирает от рака. Дочери Мэри и Элизабет умерли в детстве от туберкулёза, а оставшиеся в живых хоть и дожили до взрослого возраста, тоже умерли молодоыми: Эмили - в 30 лет, Энн - в 29, Бренуэлл - в 31 год, Шарлотта - в 38. Всех, кроме Шарлотты, погубил туберкулёз. Примечательно, что три сестры и их брат стали писателями. И хотя они оставили после себя немного написанных книг, творчество Бронте стало переломным этапом в истории европейской литературы. 

Принципиально новаторским стал роман Шарлотты Бронте Джейн Эйр, посвящённый истории скромной, но гордой и самодостаточной девушки-сироты.

Во-первых, Шарлотта Бронте создает образ свободолюбивой, здравомыслящей девушки, которая наделена смелостью, твёрдыми нравственными принципами, она способна принимать самостоятельные решения. Именно поэтому её считают дерзкой бунтаркой: её характер не укладывается в стереотипы викторианской эпохи.

Во-вторых, новшеством для викторианской литературы является и тот факт, что главная героиня не блещет красотой, её очарование скрыто во внутреннем мире. Этим автор еще раз хотела подчеркнуть индивидуальность женщины, её возможность быть личностью, а не красивой игрушкой мужа. 

В-третьих, Шарлотта Бронте не отторгает героиню от общества. Джейн необыкновенна в силу своих внутренних качеств, но в то же время она не противопоставляет себя миру — наоборот, она является частью этого общества, борясь за права и за место в этом самом мире. Узнав, что её возлюбленный женат, она сразу же уходит от него и скитается без гроша по большим дорогам, так как моральный долг не позволяет ей быть с замужним мужчиной. В то же время сам Рочестер предстаёт героической фигурой по-настоящему сильного и благородного мужчины, и только такой достоин быть с Джейн. 

В-четвёртых, в романе с беспощадной реалистичностью показаны нравы викторианской Англии. Особенно смелым оказалось описание Ловуда - школы для девочек, где среди тех, кто призван учить и воспитывать, царили жестокость и самодурство. 

Вершиной творчества и единственным романом Эмили Бронте является роман “Грозовой перевал”. Как и Шарлотта, Эмили Бронте создаёт главную героиню романа, Кэтрин Эрншо, взбалмошной и дерзкой девочкой, однако не оставляет её без внешнего обаяния, наделяя миловидной наружностью. Побывав в более высоком обществе, Кэтрин заметно изменилась и осознала себя привлекательной молодой девушкой, а также научилась лицемерить и преподносить себя с выгодной стороны, оставаясь в действительности дерзкой, вспыльчивой натурой. 

Из двух романов Энн Бронте особое место в английской литературе отводится "Незнакомке из Уайлдфелл Холла". Этот эпистолярный роман в трёх частях о судьбе загадочной вдовы Хелен Грэхем оказался самым радикальным произведением в "женской" литературе. Фактически именно "Незнакомка..." положила начала феминистской литературе. Проблематика романа необычайно широка:

  • гендерные отношения (особенно роль женщины в семье) показаны с точки зрения Хелен, которая не готова подчиняться и угождать мужу;
  • заблуждения женщины, вступающей в брак, и её иллюзии относительно возможного "перевоспитания" мужа;
  • алкоголизм: главные герои напиваются, утрачивают личностные качества, в результате пьянства падает с лошади и гибнет муж Хелен; однако ей удаётся пресечь тягу к выпивке сына Артура;
  • роль женщины в искусстве: Хелен - художница, но её талант подавляется супружескими отношениями, она вынуждена заниматься только хозяйством, и это пагубно сказывается на её таланте. 

 Текст редактируется