schoolexpert@yandex.ru

Развитие английской литературы в 19 веке

В английской литературе 19 века, как и в других национальных литературах этого столетия, борются 2 направления: романтизм и реализм. Романтизм пришел в Англию из Франции (влияние революции 1789-1794 гг.) и подчинил себе первую половину 19 века, хотя некоторые литературоведы считают, что истинный романтизм существовал всего четверть века. Начало романтизма в Англии связывают с 1798 годом, когда У.Вордсворд и С.Кольридж выпустили книгу стихов «Лирические баллады». Закат же этого направления вызывает многочисленные споры. Одни считают, что под романтизмом подвела черту смерть Байрона в 1824 году, другие связывают это явление с творчеством У.Хэзлитта, У.Лэндора и Т.Карлейля, а это уже середина столетия. Романтизм как метод наиболее отчетливо проявился в поэзии, а в прозе неизменно присутствовали как черты романтизма, так и черты реализма.

         В английском романтизме можно выделить 3 основных течения (поколения):

     1. поэты «Озерной школы» («лейкисты») – У.Вордсворд, С.Кольридж, Р.Саути

     2. революционные романтики – Дж.Г.Байрон, П.-Б.Шелли, Дж.Китс

     3. «лондонские романтики» –  Ч.Лэм, У.Хэзлитт, Ли Хант

 

Родоначальником английского романтизма   является Уильям Блейк (1757-1827). Свои основные произведения Блейк создал еще в 18 веке («Песни невинности», «Песни опыта», «Бракосочетание неба и ада») В 19 веке написаны «Мильтон», «Призрак Авеля» и т.д. Блейк считается основоположником космического мировоззрения. Центральный принцип поэзии Блейка заключается в следующих строчках:

 

                                                                                                         В одном мгновенье видеть вечность,

                                                                                                         Огромный мир – в зерне песка,

                                                                                                         В единой горсти – бесконечность

                                                                                                         И небо – в чашечке цветка.

 

По жанрам и форме поэзия Блейка – это картина контрастов. Поэт отражает жизнь в ее движении и контрастности, он стремится увидеть в малом и повседневном всеобщее и бесконечное, передать борьбу Добра и Зла. Блейк, создавая свои произведения, опирается на Библию, античную мифологию и английские народные легенды. Основные образы его поэзии – образы космические, полные громадных страстей и титанических сил. Блейк умело сочетает в своих стихотворениях иронию и патетику, лирику и сатиру. В своем творчестве он предвосхитил многие явления в искусстве на рубеже 19-20 веков и подготовил появление философской поэзии Байрона и Шелли.

 

Поэты «Озёрной школы»

«Лейкисты» заявили о себе в 90-е годы 18 века как представители наиболее консервативного течения английского романтизма. Возглавили эту школу У.Вордсворд, С.Кольридж и Р.Саути. Этих поэтов  объединяло не только то, что все они жили в «Краю озёр» – Кемберленде (отсюда и название школы), но и общие черты их творчества. В 1798 году Кольридж и Вордсворд издали сборник «Лирические баллады». Вордсворд написал к нему предисловие, которое и стало манифестом английского романтизма:

1. предметом поэзии должна стать сельская жизнь, так как в простой и скромной жизни с большей непосредственностью проявляются  человеческие страсти и жизнь сердца, которые сливаются с красотой природы

2. следует описывать не только великие события, но и повседневную жизнь простого народа

3. необходимо обращаться к внутреннему миру человека, к противоречиям его души

4. взяли за основу творчество Шекспира (его обращение к национальным истокам и традициям Англии)

5. полное отрицание капиталистического прогресса, который уничтожил вековые традиции и обычаи Англии и привел простой народ к бедственному существованию. Прогрессу противопоставляется идеализированное прошлое патриархальной сельской жизни, а не идеи борьбы

6. прославление крестьянского труда, который в отличие от труда рабочих изображается легким, радостным, наполненным творчеством и песнями

7. смелое введение в поэзию разговорной лексики и простонародного языка.

 

Поэзия чартистов

Во второй половине 19 века в Англии набирает мощь первое массовое революционное движение рабочих (так называемое «чартистское»). В основу движения был положен документ «Хартия» (опубл. в 1838 году), в котором были изложены основные требования рабочего класса: отмена лордизма, борьба за избирательное право рабочих и женщин, борьба за отмену имущественного ценза и за повышение зарплаты. Данное движение породило особую литературу, которая была тесно связана с рабочим фольклором конца 18-начала 19 века. Также эта литература впитала в себя романтическое бунтарство Байрона и Шелли.

Наиболее ярким явлением в литературе чартизма была поэзия. Представители – Эрнст Чарльз Джонс, Уильям Джеймс Линтон (Спартак) и Джеральд Масси. Первоначально эти стихи задумывались как лозунги в поддержку чартистского движения. Например, «Не может быть британцем тот, кто смеет быть рабом». Поэты – чартисты  призывали к бунту, они были уверены в правоте своего дела и считали, что свобода народа в руках самого народа. Они верили, что будущее Англии будут строить люди с честными сердцами. Очень красноречиво звучат названия произведений: «Наш вызов», «Ура!», «Марш свободы», «Наше предупреждение», «Гимн для лишенных избирательных прав», «Дух свободы», «Красное знамя» и т.д.