schoolexpert@yandex.ru
М. Осмоловский, И. Осмоловская

Феликс Лопе де Вега и Карпьо

 

Он покорил и подчинил своей власти всех комедиантов и наполнил мир своими комедиями, удачными, хорошо задуманными.

                                                                              

Испанский поэт, драматург и прозаик Лопе де Вега (1562-1635) создал огромное количество произведений различных жанров, не все их которых дошли до нас. Количество написанных им произведений внушительно: 50 тыс. стихов, около 3 тыс. сонетов и 40 тыс. ауто (драма религиозного характера, которая ставится на улицах и площадях). Большую же часть написанного Лопе де Вега составляют комедии (до нас дошло 426).

В творчестве испанского драматурга можно выделить 3 периода:

1) 1594-1604 – в эти годы Лопе де Вега и драматурги его круга создают национальный театр. К этому времени Лопе написал уже 219 комедий.

2) 1605-1613

3) 1614-1627 – в это время задумывается о бытии и небытии. В произведениях данного периода начинают звучать мистические и погребальные мотивы.

Все комедии Лопе де Вега можно разделить на 3 группы:

1) комедии «плаща и шпаги» - действие происходит на улицах испанских городов. Для постановки этих пьес актеру часто требовалось иметь лишь плащ и шпагу – обязательные атрибуты испанца, выходящего «в город».

2) «дворцовые комедии» - действие происходит во дворцах знати.

3) пасторальные комедии – действие происходит в сельской местности и на лоне природы.

Лопе де Вега называют создателем новой комедии, которая, в отличие от старой, была значительно лучше приспособлена ко вкусам простонародья. Все пьесы построены по единому образцу, сложившемуся у драматурга уже к середине 90-х годов 16 века. Пятиактное представление в духе античных трагедий и комедий уступило место пьесам в трех действиях. Авторы могли использовать самые разнообразные стихотворные размеры и формы, нарушать единство места и времени, смешивать трагическое и комическое, высокое и низкое. Сюжет обязательно совмещает по меньшей мере две пересекающиеся любовные линии. Стандартный набор персонажей включает галана (влюбленного) и его даму (таких пар должно быть не меньше двух), отца (старика) – хранителя чести и узаконенного порядка жизни, который нарушают молодые герои, служанку и тип нового слуги – грасьосо (слуги-плута). Требовалось и некое знатное лицо, которое в финале примиряло «отцов» и «детей» и узаконивало связи, образовавшиеся в итоге комедийной интриги. Нередко в этой роли выступал сам король, что было невиданным нарушением классического канона (появление монарха допускалось только в трагедии).

 

 «Собака на сене» (опубликована в 1618 г., буквально «Собака огородника»)

 

Эта комедия частично примыкает к «дворцовому» жанру. В ней Лопе де Вега трактует любовь как мощную социальную силу, которая уравнивает скромного секретаря и сиятельную графиню. Однако комедии присущи оттенки иронии: в любовь Дианы и Теодоро вторгаются мотивы расчёта, самолюбия, аристократического этикета и сознательного обмана.

Сосредоточивая действие комедии на истории любви графини де Бельфлор к её секретарю, Лопе де Вега показывает противоречия между властным любовным чувством Дианы и ее не менее властными сословными предрассудками. Борьба этих противоречий и составляет основу диалогов между Дианой и Теодоро. Противоречия эти разрешаются ловким и хитрым слугой – Тристаном, устраняющим при помощи довольно примитивного вранья все сословные препятствия, стоящие перед графиней. Графиня прекрасно понимает фиктивность  знатного происхождения Теодоро, однако её аристократическая честь получает формальное удовлетворение и уступает место всевластной любви.

Виновником этих метаморфоз является Тристан, который принадлежит к лучшим образам «грасьосо» в театре Лопе де Вега. Именно Лопе де Вега создал это сценическое амплуа – амплуа ловкого слуги, часто смышлёного крестьянина, чьи хитроумные советы помогают хозяину найти выход из затруднительного положения. По ходу действия комедии грасьосо также остроумно комментирует происходящее, переводя патетические речи дам и кавалеров, королей и рыцарей на язык здравого смысла.

Традиционное прочтение комедии – любовь сметает сословные предрассудки. Но возможно и другое: любовь должна найти себе место в мире, разделённом на касты и сословия.

 

Задания по комедии "Собака на сене"