М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Мольер. Вопросы и задания

Лекция о творчестве Мольера 

Комедия "Мещанин во дворянстве"

  1. В чём особенность жанра «комедия - балет»?
  2. Выпишите из словаря определение тщеславия. Почему именно этот порок высмеивает автор? В каких ещё произведениях тщеславие лежит в основе конфликта? 
  3. Какие сословия показаны в комедии? Что становится объектом сатирического изображения?
  4. Какими способами характеризуется главный герой? 
  5. Можно ли поощрить желание Журдена учиться? Зачем он учится и учится ли вообще?
  6. Почему Журден оказывается в комических ситуациях? Только ли смешон этот персонаж?
  7. Каковы для Журдена последствия его стремления стать дворянином?
  8. Найдите в данной комедии черты классицизма.
  9. Сравните комедию «Мещанин во дворянстве» с комедией Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чём сходство и в чём различие мольеровских и фонвизинских учителей?

 

Комедия "Тартюф"

1. Что Мольер высмеивает в своей комедии?

2. Почему важно, что Тартюф – святоша? Традиции каких европейских писателей продолжает Мольер этим произведением?

3. Почему сам Тартюф появляется только в 3 действии? Что мы узнаём о нём до его появления? Есть ли в Тартюфе положительные черты?

4. В каких ситуациях Тартюф проявляет двуличие?

5. Почему только Оргон и госпожа Пернель не видят истинного лица Тартюфа? Что их привлекает в Тартюфе? Почему они в нём нуждаются?

6. Кто такой герой-резонёр? Кто в комедии выступает в этой роли?

7. Внесценическим персонажем комедии является король. С какой целью его образ включен в текст комедии?

8. Только ли смех вызывает комедия Мольера?