schoolexpert@yandex.ru

Роман в стихах "Евгений Онегин". Вопросы и задания

Онегин и Ленский. Иллюстрация А. Тимошенко

Лекция о романе "Евгений Онегин"

Внимание! Задания, помеченные звёздочкой (*), обязательны для выполнения только учащимися, изучающими литературу углублённо. Номера вопросов, выделенные красным фоном, содержат письменное задание. 

1. Прочитайте главу «Дворянский быт онегинской поры» из книги Ю.М.Лотмана «Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий»*

2. Каким мы видим Онегина в первой главе романа? Какие признаки позволяют утверждать, что главный герой изображён здесь сатирически? Приведите цитаты. 

3. Как воспитывался Онегин? Кто ещё из героев Пушкина воспитывался подобным образом?

4. Расскажите об образе жизни героя в Петербурге. Почему поверхностного образования оказалось достаточно для того, чтобы «свет решил, что он умён и очень мил»? Приведите цитаты. 

5. Пушкин говорит о «неподражательной странности» своего героя. Что необычного в характере Онегина?

6. Выучите наизусть* отрывок из 1 главы (две строфы), характеризующий главного героя романа.

7. С какой целью Онегин едет в деревню? Меняется ли его образ жизни? Приведите цитаты. 

8. Как можно объяснить отношение соседей к Онегину? Связано ли это отношение с «реформами», проведёнными героем в своём хозяйстве?

9. Что сближает Онегина с Ленским? Как автор подчёркивает непохожесть двух героев? Выпишите цитаты. 

10. Каково отношение автора к романтизму Ленского? Почему вы так думаете?

11. Как характеризует Ленского его влюблённость в Ольгу? Приведите цитаты. 

12. Кто виноват в ссоре Онегина и Ленского? Почему вы так думаете? 

13. Какие чувства испытывает Ленский перед дуэлью? А Онегин? Приведите цитаты.  

14. Каким было бы будущее Ленского, если бы он не был убит на дуэли? С каким из вариантов, обозначаемых автором, вы согласны? 

15. Выучите наизусть* отрывок из романа (две строфы), характеризующий Ленского.

16. Как автор относится к Ольге и Татьяне Лариным? Почему Онегин советовал Ленскому «выбрать другую»? Приведите цитаты. 

17. С какой целью автор подчёркивает внешнюю непривлекательность Татьяны? Каков внутренний мир этой героини?

18. Какие качества в характере Татьяны раскрывает её письмо к Онегину? Сопоставьте мнения по этому поводу Белинского и Писарева.

19. Выучите письмо Татьяны наизусть полностью (глава 3, строфа XXXI; задание  для девушек)

20. Какова роль сна Татьяны в постижении её характера (глава 5, строфы XI-XXI)? Что предвещает её сон? (см. комментарии Ю.М. Лотмана к 5 главе)

21. Как автор объясняет чувства Татьяны к Евгению? Насколько реальный Онегин соответствовал тому образу, который создала Татьяна в своём воображении? Приведите цитаты. 

22. Почему автор «приводит» Татьяну в опустевший дом Онегина? Удалось ли героине «разгадать» своего избранника? (глава 7, строфы XVI - XXIV)

23. Как изображена Москва в 7 главе? Сравните описание Москвы в строфах XXXVI-XXXVIII и в строфах XLV-XLVI. Чьи традиции продолжает Пушкин? 

24. Почему Онегин уезжает путешествовать? Почему Пушкин в 8 главе почти ничего не сообщает о странствиях героя?

25. Каким вернулся Онегин из путешествия? Изменился ли он внутренне? Приведите цитаты. 

26. «Что с ним? в каком он странном сне! Что шевельнулось в глубине души холодной и ленивой: досада, суетность иль вновь забота юности – любовь»? – пишет Пушкин о чувствах Онегина после встречи с Татьяной. А как по-вашему, что испытал герой, какие чувства им овладели?

27. Выучите письмо Онегина наизусть полностью (глава 8, строфа XXXII; задание для юношей)

28. Изменилась ли Татьяна в финале романа? Справедлива ли героиня по отношению к Онегину, считая его страсть обидной для себя? Почему, любя Онегина, она отвергает его чувства?

29. Как выражено отношение автора к герою в финале 8 главы? Приведите цитаты. 

30. Почему роман не завершён? В чём смысл открытого финала?

31. Дайте развёрнутый аргументированный письменный комментарий к одному из следующих суждений:
а) «Нам очень хочется думать, что Онегин должен был найти себе место на Сенатской площади» (Н. Долинина).

б) «Онегин не стал декабристом, но он принадлежал к тому же типу людей» (Макогоненко).

в) «Проклятие всей жизни Онегина в том и заключается, что хотя он головой выше светского общества, он настолько же им испорчен, что навсегда расстаться с ним, зажить другой, более достойной и осмысленной жизнью он не в состоянии. Именно это делает Онегина типом «лишнего человека» (Д. Благой).

32. Почему в романе важно «присутствие» автора? Кто он? Какое отношение имеет автор к героям романа?

33. Что автор сообщает о своём отношении к Онегину? Меняется ли авторское отношение к герою по ходу сюжета?

34. Заполните таблицу, указав не менее 5 тем авторских (лирических) отступлений (задание письменное):
 

Темы авторских отступлений Глава, строфа Комментарий (идея отступления)
1.Автобиографические       отступления
Гл.1, строфы II,XXIX,XXX,LXI; 
гл.8, строфы I - IV
 
2. Любовь
Гл.4, строфа VII;гл. 8,строфа XXIX
 
3. .......
   

35. Чем авторские лирические отступления интересны современному читателю? Выучите одно из лирических отступлений наизусть (не менее двух строф).

36. Как вы понимаете слова В.Г. Белинского о том, что роман «Евгений Онегин» - это «энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение»?

37. Какую оценку получил роман А.С. Пушкина и его герои в критических исследованиях Виссариона Белинского, Фаддея Булгарина, Александра Герцена, Дмитрия Писарева, Дмитрия Мережковского, Владимира Набокова? Составьте письменные тезисы по материалам трёх статей названных авторов (по выбору).