М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Анализ фрагмента комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". Демоверсия

Прочитайте фрагмент комедии и дайте развёрнутые аргументированные ответы на вопросы.

Общий объём всех ответов - не менее 150 слов.  

 

Митрофан. Час моей воли пришёл. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел.

Цыфиркин очинивает грифель.

Г-жа Простакова. А я тут же присяду. Кошелёк повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денежки было б куды класть…

Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.

Цыфиркин. Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.

Г-жа Простакова (работая). Ах, Господи Боже мой! Уж ребёнок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!

Цыфиркин. За что разгневаться, ваше благородие? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.

Митрофан. Задавай же зады*, поворачивайся.

Цыфиркин. Всё зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся.

Цыфиркин. Задача. Изволил ты, на приклад**, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое…

Митрофан (пишет). Трое.

Цыфиркин. На дороге, на приклад же, триста рублёв.

Митрофан (пишет). Триста.

Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?

Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три – три. Единожды ноль – ноль. Единожды ноль – ноль.

Г-жа Простакова. Что, что до дележа?

Митрофан. Вишь, триста рублёв, что нашли, троим разделить. 

Г-жа Простакова. Врёт он, друг мой сердечный! Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.

Митрофан. Слышь, Пафнутьич, задавай другую.

Цыфиркин. Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублёв. 

Митрофан. Десять.

Цыфиркин. Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и ещё прибавить десять.

Митрофан (пишет). Ну, ну, десять.

Цыфиркин. Сколько ж бы на год?

Митрофан (вычисляя, шепчет). Нуль да нуль – нуль. Один да один… (Задумался.)

Г-жа Простакова. Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а всё, вижу, пустота. Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтём и без Пафнутьича хорошохонько.

Кутейкин. Шабаш, право, Пафнутьич. Две задачи решены. Ведь на поверку приводить не станут.

Митрофан. Не бось, брат. Матушка тут сама не ошибётся. Ступай-ка ты теперь, Кутейкин, проучи вчерашнее.

 -----------------

* Зады - то, что давно выучено.

** На приклад - например. 

  1. Что Митрофан понимает под "часом воли"? 
  2. Как в данном фрагменте показано отношение Митрофана к обучению?
  3. Как характеризует Митрофана манера его общения с Цыфиркиным?
  4. В чём смысл реакции госпожи Простаковой на содержание задачи о 300 рублях? 
  5. Почему Простакова считает арифметику дурацкой наукой? 
  6. На что намекает Цыфиркин второй задачей? 
  7. Что можно сказать по данному фрагменту о характере Цыфиркина? 
  8. Кто, по вашему мнению, виноват в необразованности Митрофана? 

 

 

Критерии оценивания содержания анализа

 

“5” - даны аргументированные ответы на все вопросы.

“4” - даны ответы не менее чем на 7 вопросов, допущено не более одной фактической и/или не более одной речевой ошибки.

“3” - даны ответы не менее чем на 6 вопросов, допущено не более двух фактических и/или не более трёх речевых ошибок.

"2" - даны ответы на 5 вопросов, допущено не более четырёх фактических и/или не более шести речевых ошибок; или объём анализа менее 150 слов. 

"1" - даны ответы на 4 или менее вопросов, допущено более четырёх фактических и/или более шести речевых ошибок. 

 

Критерии оценивания грамотности (указан предел количества ошибок для каждой отметки)

Не более 0 орфографических / не более 1 пунктуационной ошибкидля отметки "5" не более одной пунктуационной ошибки; если встречается 2 и более ошибок, отметка "5" выставлена быть не может; 

1-2 орф./2-4 пункт.для отметки "4" 2 орфографические ошибки при сумме ошибок не более 4;

 4 орф./8 пункт.: для отметки "3" — 4 орфографические ошибки при сумме ошибок не более 8;

7/14: для отмет​ки "2" — 7 орфографических ошибок при сумме ошибок не более 14. Или объём анализа менее 150 слов. 

более 7 орфографических/более 14 пунктуационных ошибок для отметки "1": более 7 орфографических ошибок или сумма орфографических и пунктуационных ошибок превышает 14.