М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Анализ фрагмента "Слова о полку Игореве". Демоверсия

 

Прочитайте текст и дайте развёрнутые связные ответы на вопросы 1-4.

Бились день, бились другой,

на третий день к полудню пали стяги Игоревы!

Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы;

тут кровавого вина недостало;

тут пир закончили храбрые русичи:

сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.

Никнет трава от жалости,

а древо с тоской к земле приклонилось.

Уже ведь, братья, невесёлое время настало,

уже пустыня войско прикрыла.

Встала обида в войсках Дажьбожьего внука,

вступила девой на землю Троянову,

восплескала лебедиными крылами

на синем море у Дона, плескаясь,

прогнала времена обилия.

Борьба князей с погаными прервалась,

ибо сказал брат брату: «Это моё, и то моё же».

И стали князья про малое

«это великое» молвить

и сами на себя крамолу ковать,

а поганые со всех сторон

приходили с победами на землю Русскую.

 

Вопросы к тексту

  1. О каком событии рассказано в эпизоде? Какие средства художественной образности помогают понять настроение, с которым автор повествует об этом событии? Укажите не менее трёх средств и объясните их роль в тексте.
  2. Как изображен во фрагменте образ Русской земли? Какую роль в создании этого образа играют языческие иносказания?
  3. Почему, по мысли автора, на Русской земле «невесёлое время настало»? Что делает её беззащитной перед врагами? Подтвердите своё мнение цитатами из текста.
  4. С какой целью автор пишет произведение о неудачном походе князя Игоря и как этот поход связан с идеей произведения?

 Общий объём анализа должен составлять не менее 150 слов.

Критерии анализа фрагмента художественного произведения 

Демонстрационная версия служит исключительно образцом работы и не содержит именно тех заданий, которые будут предложены на уроке. Демоверсия даёт представление о форме и об уровне сложности вопросов. Количество вопросов в работе, предложенной на уроке, может отличаться от преставленного в демоверсии.