М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Комплексный анализ фрагмента поэмы "Облако в штанах"

Что мне до Фауста,

фее́рией ракет

скользящего с Мефистофелем в небесном паркете!

Я знаю —

гвоздь у меня в сапоге

кошмарней, чем фантазия у Гете!

 

Я,

златоустейший,

чье каждое слово

душу новоро́дит,

именинит тело,

говорю вам:

мельчайшая пылинка живого

ценнее всего, что я сделаю и сделал!

 

Слушайте!

Проповедует,

меча́сь и стеня́,

сегодняшнего дня крикогубый Заратустра!

 

Мы

с лицом, как заспанная простыня,

с губами, обвисшими, как люстра,

мы,

каторжане города-лепрозория,

где золото и грязь изъя́звили проказу, —

мы чище венецианского лазорья,

морями и солнцами омытого сразу!

 

Плевать, что нет

у Гомеров и Овидиев

людей, как мы,

от копоти в оспе.

Я знаю —

солнце померкло б, увидев

наших душ золотые россыпи!

 

Жилы и мускулы — молитв верней.

Нам ли вымаливать милостей времени!

Мы —

каждый —

держим в своей пятерне

миров приводные ре́мни!

 

Это взвело на Голгофы аудиторий

Петрограда, Москвы, Одессы, Киева,

и не было ни одного,

который

не кричал бы:

«Распни,

распни его!».

 

Но мне —

люди,

и те, что обидели —

вы мне всего дороже и ближе.

Видели,

как собака бьющую руку лижет?!

 

Я,

обсмеянный у сегодняшнего племени,

как длинный

скабрёзный анекдот,

вижу идущего через горы времени,

которого не видит никто.

 

Где глаз людей обрывается куцый,

главой голодных орд,

в терновом венце революций

грядёт шестнадцатый год.

 

А я у вас — его предтеча;

я — где боль, везде;

на каждой капле слёзовой течи

ра́спял себя на кресте.

 

Уже ничего простить нельзя.

Я выжег души, где нежность растили.

Это труднее, чем взять

тысячу тысяч Бастилий!

 

И когда,

приход его

мятежом оглашая,

выйдете к спасителю —

вам я

душу вытащу,

растопчу,

чтоб большая! —

и окровавленную дам, как знамя.

 

 

Вопросы и задания

  1. Маяковский писал: «Облако в штанах» считаю катехизисом сегодняшнего искусства». Какие новые идеи провозглашает поэт, попутно отрицая «ваше искусство»?
  2. Почему автор делает акцент на собственном «Я»? К кому он обращается? Какую роль отводит самому себе?
  3. Какова роль многочисленных реминисценций в данном фрагменте? С какой целью упоминаются Фауст с Мефистофелем, Заратустра, Гомер, Овидий?
  4. С чем связана ассоциация с образом Иисуса Христа?
  5. Перечислите окказионализмы, использованные в данном фрагменте. Какова их функция?
  6. Прокомментируйте последнюю строфу.