М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Комплексный анализ фрагмента поэмы "Двенадцать". Демоверсия

Чёрный вечер.

    Белый снег.

    Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

    Ветер, ветер —

На всём Божьем свете!

    Завивает ветер

    Белый снежок.

Под снежком — ледок.

    Скользко, тяжко,

    Всякий ходок

Скользит — ах, бедняжка!

 

  От здания к зданию

    Протянут канат.

    На канате — плакат:

«Вся власть Учредительному Собранию!»

    Старушка убивается — плачет,

    Никак не поймёт, что значит,

    На что такой плакат,

    Такой огромный лоскут?

Сколько бы вышло портянок для ребят,

    А всякий — раздет, разут...

    Старушка, как курица,

Кой-как перемотнулась через сугроб.

    — Ох, Матушка-Заступница!

    — Ох, большевики загонят в гроб!

 

  Ветер хлёсткий!

    Не отстаёт и мороз!

    И буржуй на перекрёстке

    В воротник упрятал нос.

 

  А это кто? — Длинные волосы

    И говорит вполголоса:

        — Предатели!

        — Погибла Россия!

    Должно быть, писатель —

        Вития...

  

 А вон и долгополый —

    Сторонкой — за сугроб...

    Что нынче невесёлый,

    Товарищ поп?

    Помнишь, как бывало

    Брюхом шел вперёд,

    И крестом сияло

    Брюхо на народ?

 

  Вон барыня в каракуле

    К другой подвернулась:

— Ужь мы плакали, плакали...

    Поскользнулась

И — бац — растянулась!

    Ай, ай!

    Тяни, подымай!

   

Ветер весёлый

    И зол, и рад.

    Крутит подолы,

    Прохожих косит,

    Рвёт, мнёт и носит

    Большой плакат:

«Вся власть Учредительному Собранию»...

  

 И слова доносит:

    ... И у нас было собрание...

    ... Вот в этом здании...

    ... Обсудили —

    Постановили:

На время — десять, на ночь — двадцать пять...

    ... И меньше — ни с кого не брать...

        ... Пойдем спать...

 

 

Вопросы и задания

  1. Из каких деталей складывается в данном фрагменте образ революционного Петрограда? С какой целью используется приём контраста?
  2. Что символизирует образ ветра? Какими эпитетами и с какой целью сопровождается слово «ветер»?
  3. В чём смысл метафоры «Ветер, ветер – на всём Божьем свете!»?
  4. В каких смысловых контекстах здесь упоминается плакат с надписью «Вся власть Учредительному Собранию»?
  5. Каково значение смыслового сближения слова «собрание» на плакате и в уличном разговоре?
  6. Представители каких социальных групп упомянуты в данном фрагменте? Каково отношение к ним повествователя?
  7. Можно ли судить об авторском отношении к революционным событиям по данному фрагменту?

 

Творчество А.А. Блока