ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. БИОГРАФИЯ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ (20 баллов)
1. Назовите точную дату рождения А.А. Блока:
а) 2 (14) января 1880 года;
б) 11 (23) марта 1880 года;
в) 19 (31) августа 1880 года;
г) 16 (28) ноября 1880 года.
2. К какому течению относится лирика А.А. Блока?
а) декадентство;
б) имажинизм;
в) младосимволизм;
г) экспрессионизм.
3. Кому посвящён цикл «Ante Lucem»?
а) Ксении Садовской;
б) Любови Менделеевой;
в) Наталье Волоховой;
г) Любови Дельмас.
4. В какую страну уезжал Блок в 1909 году, результатом чего явился новый поэтический цикл?
а) Франция;
б) Италия;
в) Швейцария;
г) Германия.
5. Какой факультет Петербургского университета окончил Блок?
а) биолого-химический;
б) юридический;
в) историко-филологический;
г) философский.
6. Кто из персонажей поэмы «Двенадцать» убивает свою возлюбленную?
а) старый поп;
б) Васька;
в) буржуй на перекрёстке;
г) Петька.
7. Расположите в хронологическом порядке названия поэтических циклов Блока:
«Кармен», «Стихи о Прекрасной Даме», «Снежная маска», «Нечаянная радость», «Ante Lucem», «Фаина».
8. Назовите произведение Блока по фрагменту (9 баллов):
а) Ну что ж? Одной заботой боле – / Одной слезой река шумней…
б) Я звал тебя, но ты не оглянулась, / Я слёзы лил, но ты не снизошла…
в) Забытый сон о поцелуях, / О снежных вьюгах вкруг тебя.
г) Революционный держите шаг! / Неугомонный не дремлет враг!
д) Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
е) И перья страуса склонённые / В моём качаются мозгу…
ж) Умрёшь – начнёшь опять сначала, / И повторится всё, как встарь…
з) Держали щит меж двух враждебных рас / Монголов и Европы!
и) Ты и во сне необычайна. / Твоей одежды не коснусь.
9. Что в переводе означает название «Ante Lucem»?
а) «Третья стража»;
б) «Перед светом»;
в) «Старый лицей»;
г) «После заката».
10. Наталье Волоховой посвящён цикл
а) «Кармен»;
б) «Страшный мир»;
в) «Нечаянная радость»;
г) «Фаина».
11. В какой поэтический цикл входит стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы»?
а) «Ante Lucem»;
б) «Стихи о Прекрасной Даме»;
в) «Снежная маска»;
г) «Фаина».
12. Что написано на изорванном ветром плакате в поэме «Двенадцать»?
а) «Слава КПСС!».
б) «Вся власть Советам!».
в) «Революционный держите шаг!».
г) «Вся власть Учредительному собранию!».
Критерии оценки:
"5" - 17-20 баллов
"4" - 13-16 баллов
"3" - 9-12 баллов
"2" - 5-8 баллов
"1" - 0-4 балла
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
***
Земное сердце стынет вновь,
Но стужу я встречаю грудью.
Храню я к людям на безлюдьи
Неразделённую любовь.
Но за любовью – зреет гнев,
Растёт презренье и желанье
Читать в глазах мужей и дев
Печать забвенья иль избранья.
Пускай зовут: Забудь поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта – нет. Покоя – нет.
Вопросы и задания:
1. Какие темы затрагивает поэт в этом стихотворении? Традиции каких русских поэтов находят здесь продолжение?
2. Какими художественными средствами создается образ лирического героя? Наблюдается ли динамика чувств героя?
3. В чём смысл метафоры «земное сердце стынет вновь»?
4. Что автор говорит о призвании поэта?
5. С какой целью в стихотворении использован приём антитезы? Как реализован этот приём на уровне лексики?
6. Какова выразительная роль авторской пунктуации?
Критерии оценки:
"5" - даны полные аргументированные ответы на все вопросы; речевых и/или логических ошибок нет.
"4" - даны полные аргументированные ответы на все вопросы и допущено не более двух речевых и/или логических ошибок; или даны полные аргументированные ответы на 5 вопросов из 6 при отсутствии речевых и/или логических ошибок.
"3" - даны полные аргументированные ответы на все вопросы и допущено от трёх до пяти речевых и/или логических ошибок; или даны полные аргументированные ответы на 4 вопроса из 6 при отсутствии речевых и логических ошибок.
"2" - даны полные аргументированные ответы на 3 и менее вопросов из 6; или допущено более пяти речевых и/или логических ошибок; или объём анализа составляет менее 150 слов.
"1" - работа не выполнена.
Поделиться с друзьями: