М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Анализ фрагмента 3 тома романа-эпопеи "Война и мир" (демоверсия)

Страшный вид поля сражения, покрытого трупами и ранеными, в соединении с тяжестью головы и с известиями об убитых и раненых двадцати знакомых генералах и с сознанием бессильности своей прежде сильной руки произвели неожиданное впечатление на Наполеона, который обыкновенно любил рассматривать убитых и раненых, испытывая тем свою душевную силу (как он думал). В этот день ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие. Он поспешно уехал с поля сражения и возвратился к Шевардинскому кургану. Жёлтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз. Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого он считал себя причиной, но которого он не мог остановить. Личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он служил так долго. Он на себя переносил те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминала ему о возможности и для себя страданий и смерти. Он в эту минуту не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы. (Какой нужно было ему ещё славы?) Одно, чего он желал теперь, – отдыха, спокойствия и свободы. Но когда он был на Семёновской высоте, начальник артиллерии предложил ему выставить несколько батарей на эти высоты, для того чтобы усилить огонь по столпившимся перед Князьковым русским войскам. Наполеон согласился и приказал привезти ему известие о том, какое действие произведут эти батареи.

Адъютант приехал сказать, что по приказанию императора двести орудий направлены на русских, но что русские всё так же стоят.

– Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят, -- сказал адъютант.

– Они хотят ещё! -- сказал Наполеон охриплым голосом.

– Сир? - повторил не расслышавший адъютант. Составитель М.В. Осмоловский

– Они хотят ещё, - нахмурившись, прохрипел Наполеон осиплым голосом, - так дайте им!

И без его приказания делалось то, чего он хотел, и он распорядился только потому, что думал, что от него ждали приказания. И он опять перенёсся в свой прежний искусственный мир призраков какого-то величия, и опять (как та лошадь, ходящая на покатом колесе привода, воображает себе, что она что-то делает для себя) он покорно стал исполнять ту жестокую, печальную и тяжёлую, нечеловеческую роль, которая ему была предназначена.

И не на один только этот час и день были помрачены ум и совесть этого человека, тяжелее всех других участников этого дела носившего на себе всю тяжесть совершавшегося; но и никогда, до конца жизни, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того чтобы он мог понимать их значение. Он не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды и добра и всего человеческого.

 

  1. Какие военные события в третьем томе романа-эпопеи предшествовали описанию «страшного вида поля сражения»?
  2. Чьими глазами показано это поле? Кто из персонажей романа участвует в описанном здесь военном событии?
  3. Почему Толстой уделяет внимание именно психологическому состоянию Наполеона? Какими художественными средствами передано это состояние? Составитель М.В. Осмоловский
  4. Как в данном фрагменте отражены взгляды писателя на философию истории? Что имеет в виду автор, говоря о "тяжёлой, нечеловеческой роли", которая была предназначена Наполеону? Составитель М.В. Осмоловский
  5. В каких ещё эпизодах «Войны и мира» изображён Наполеон (назовите не менее двух)? Чем отличается описание Наполеона в данном фрагменте от описаний в других эпизодах? Составитель М.В. Осмоловский
  6. Прокомментируйте, опираясь на текст романа, последнее предложение фрагмента. www.mosliter.ru 

Общий объём ответов на все вопросы - не менее 150 слов.

По остальным позициям применяются нормы оценки сочинений