М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Анализ фрагмента 1 тома романа-эпопеи "Война и мир" (демоверсия)

Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь, впрочем, не скрывая того, что не огорчится теперь нисколько, если гостья поднимется и уедет. Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то короткою кисейною юбкой, и остановилась посредине комнаты. Казалось, она нечаянно, с нерассчитанного разбегу, заскочила так далеко. В дверях в ту же минуту показались четыре существа: два молодые человека, один студент с малиновым воротником, другой гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской блузе.  Составитель М.В. Осмоловский

Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг вбежавшей девочки. 

– А, вот она! – смеясь закричал он. – Именинница! Моя милая именинница! Составитель М.В. Осмоловский

– Милая, на всё есть время, – сказала графиня дочери, очевидно, только для того, чтобы сказать что-нибудь, потому что сразу было видно, что дочь нисколько не боялась её. – Ты её всё балу́ешь, – прибавила она мужу. Составитель М.В. Осмоловский

– Здравствуйте, милая, поздравляю вас, –- сказала гостья. –- Какое прелестное дитя! – прибавила она, льстиво обращаясь к матери. 

 Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими, открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своём корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими быстрыми ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка. Вывернувшись от отца, она, быстрая, грациозная и, видимо, не привыкшая к гостиной, подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на её строгое замечание, спрятала своё раскрасневшееся личико в кружевах материной мантильи и засмеялась.

– Мама! Мы Бориса... ха-ха!.. женили на кукле... ха-ха! да... ах... Мими... – проговорила она сквозь смех, – и... ах... он убежал. 

И она вынула из-под юбки и показала большую куклу с чёрным, стёртым носом, треснутою картонною головой и лайковым задом, ногами и руками, мотавшимися в коленках и локтях, но ещё с свежею карминовою, изысканною улыбкой и дугообразными чернейшими бровями. 

Графиня уже пятый год знала эту Мими, неизменного друга Наташи, подаренную крёстным отцом. Составитель М.В. Осмоловский
– Видите? – И Наташа не могла больше говорить (ей всё смешно казалось). Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись. И в лакейской был слышен этот смех. Улыбаясь, переглянулись лакеи графини с приезжим ливрейным лакеем, до сего мрачно сидевшим на стуле. Составитель М.В. Осмоловский

– Ну, поди, поди с своим уродом! –- сказала мать, притворно-сердито отталкивая дочь. – Это моя меньшая, избало́ванная девочка, как видите, – обратилась она к гостье. Составитель М.В. Осмоловский

Наташа, оторвав на минуту лицо от кружевной косынки матери и взглянув на неё снизу, тихо, сквозь слёзы смеха, проговорила: 

– Мне стыдно, мам. Составитель М.В. Осмоловский

Гостья, принуждённая любоваться семейной сценой, сочла нужным принять в ней какое-нибудь участие. Составитель М.В. Осмоловский
– Скажите, моя милая, – сказала она, обращаясь к Наташе, – как же вам приходится эта Мими? Дочь, верно? 
Наташе не понравилась гостья и тон, с которым она снисходила до детского разговора. 
– Нет, мадам, это не моя дочь, это кукла, -- сказала она, смело улыбаясь, встала от матери и присела подле старшей сестры, показывая тем, что и она может вести себя как большая. 

  1.  Где и когда происходят описываемые в данном фрагменте события? Составитель М.В. Осмоловский
  2.  Почему автор именно таким образом знакомит нас с Наташей Ростовой? Составитель М.В. Осмоловский
  3.  Какое действие произвело появление Наташи? Чем вызвано её настроение и поведение?
  4.  Какие черты характера проявляет Наташа? Одинаково ли к ней относятся присутствующие в доме? 
  5.  Что можно сказать об авторском отношении к героине? Какими художественными средствами оно подчёркнуто? Приведите цитаты. Составитель М.В. Осмоловский
  6.  На чём основано воспитание детей в доме Ростовых? Ответ аргументируйте.Составитель М.В. Осмоловский 

 Общий объём ответов на все вопросы - не менее 150 слов. По остальным позициям применяются нормы оценки сочинений