schoolexpert@yandex.ru
М. Осмоловский, И. Осмоловская

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889). Вопросы и задания

 

Лекция о творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина

ПОВЕСТЬ «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»

  1. В чём необычность жанра «Истории одного города»? Черты каких литературных жанров можно найти в этой книге?
  2. В каком ключе показана история Глупова в повести? Можно ли доказать, что писатель имеет в виду историю России?
  3. Какова композиционная роль «Описи градоначальникам»?
  4. Какие сходные черты можно отметить в образах градоначальников?
  5. Дайте подробную характеристику  Брудастому. Благодаря чему, по вашему мнению, ему удавалось  управлять городом и держать в страхе обывателей?
  6. Чем интересен проект Угрюм-Бурчеева? Почему его идеи автор называет «систематическим бредом»?
  7. В чём, по вашему мнению, причина несчастий глуповцев? Есть ли в повести ответ на этот вопрос?
  8. Что такое гротеск, гипербола, пародия, эзопов язык? С какой целью перечисленные художественные средства используются в повести? Приведите примеры.
  9. Какой смысл заключён в финале произведения? Можно ли говорить об историческом скептицизме Салтыкова-Щедрина?
  10. Можно ли считать «Историю одного города» антиутопией?

 

РОМАН «ГОСПОДА ГОЛОВЛЁВЫ»

 Сцена из спектакля "Господа Головлёвы". В роли Иудушки - Евгений Миронов

1. Что вам известно об истории создания произведения? Какова идейная цель романа?
2. Почему сюжет строится на истории гибели семьи Головлёвых? Есть ли в романе элементы детективного жанра? 
3. Как идее романа подчинена его композиция?
4. Каковы судьбы членов головлёвского семейства? С кем, по вашему мнению, судьба обошлась несправедливо?
5. Какую роль в судьбах своих родственников играет Порфирий Головлёв? За что его прозвали Иудушкой? Можно ли считать его главным героем (антигероем) романа?
6. Какими качествами наделён Иудушка? Каких героев русской и зарубежной литературы он напоминает?
7. Почему к концу жизни Иудушка окончательно дичает и спивается?
8. Проанализируйте эпизод «Последние часы жизни Иудушки Головлёва». 

 

СКАЗКИ 

1. В чём жанровое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина? Что роднит их с народными сказками?
2. Каким темам посвящены сказки «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Либерал», «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист», «Коняга», «Путём-дорогою», «Ворон-челобитчик»?
3. Проанализируйте две сказки по данному плану:

а) Название сказки. Смысл названия.

б) Тема сказки.

в) Идейная направленность. Какие проблемы затрагивает автор?

г) Персонажи сказки и их амплуа.

д) Как сочетаются в сказке реальность и фантастика? Каков художественный смысл этого сочетания?

е) Приведите примеры использования приёмов гиперболы и гротеска.

ж) Как автор использует возможности «эзопова языка»?

з) Выпишите афористические выражения из сказки.