М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Контрольная работа по творчеству Ф.М. Достоевского (профильный уровень). Демоверсия

Каждый блок оценивается отдельно.  

Блок первый. Обзор творчества.

1. Укажите годы жизни Ф.М. Достоевского.

А) 1812-1891; Б) 1818-1883; В) 1821-1881; Г) 1828-1910; Д) 1831-1895; Е) 1832-1932 

2. Какие журналы издавал Достоевский совместно с братом Михаилом? 

А) "Отечественные записки"; Б) "Русский вестник"; В) "Время"; Г) "Русское слово"; Д) "Эпоха"; Е) "Мир футбола"

3. Кто из названных женщин имел отношение к Достоевскому?

А) Софья Берс; Б) Татьяна Бакунина; В) Надежда Крупская; Г) Мария Исаева; Д) Аполлинария Суслова; Е) Анна Сниткина

4. Достоевский был 

А) идеологом почвенничества; Б) славянофилом; В) предтечей экзистенциализма; Г) купцом по происхождению; Д) помещиком

5. Впечатления от этого события в декабре 1849 года отразились в романе "Идиот":

А) поджоги в Петербурге; Б) смерть брата; В) казнь, заменённая ссылкой; Г) каторга в Сибири; Д) первая русская революция

 Оценочный балл соответствует количеству верных ответов.

Блок второй. Произведения.

6. Это произведение Достоевского состоит из 54 писем, написанных в период с 8 апреля по 30 сентября. Укажите название произведения и фамилии двух его героев.

7. В этом произведении Достоевский отразил опыт нахождения в Омском остроге. Укажите название произведения и годы нахождения в Омском остроге. 

8. "— А там может случиться топор? — рассеянно и гадливо перебил вдруг <...>. Он сопротивлялся изо всех сил, чтобы не поверить своему бреду и не впасть в безумие окончательно.

— Топор? — переспросил гость в удивлении.

— Ну да, что станется там с топором? — с каким-то свирепым и настойчивым упорством вдруг вскричал <...>.

— Что станется в пространстве с топором? Quelle idée! Если куда попадёт подальше, то примется, я думаю, летать вокруг Земли, сам не зная зачем, в виде спутника. Астрономы вычислят восхождение и захождение топора". 

Укажите название произведение и персонажей, беседующих друг с другом. 

9. "В одном из вагонов третьего класса, с рассвета, очутились друг против друга, у самого окна, два пассажира — оба люди молодые, оба почти налегке, оба не щегольски одетые, оба с довольно замечательными физиономиями и оба пожелавшие, наконец, войти друг с другом в разговор. Если б они оба знали один про другого, чем они особенно в эту минуту замечательны, то, конечно, подивились бы, что случай так странно посадил их друг против друга в третьеклассном вагоне петербургско-варшавского поезда".

Укажите название произведения и фамилии персонажей. 

10. "Она тоже весь этот день была в волнении, а в ночь даже опять захворала. Но она была до того счастлива, что почти испугалась своего счастья. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней". 

Укажите название произведения. О каких семи годах идёт речь?

 Оценочный балл соответствует количеству верных ответов.

Блок третий. Анализ фрагмента произведения в формате заданий ЕГЭ.

 ...Но Раскольников в последнее время стал суеверен. Ещё зимой один знакомый ему студент, Покорев, уезжая в Харьков, сообщил ему как-то в разговоре адрес старухи Алёны Ивановны, если бы на случай пришлось ему что заложить. Долго он не ходил к ней, потому что уроки были и как-нибудь да пробивался. Месяца полтора назад он вспомнил про адрес; у него были две вещи, годные к закладу: старые отцовские серебряные часы и маленькое золотое колечко. Он решил отнести колечко; разыскав старуху, с первого же взгляда, ещё ничего не зная о  ней особенного, почувствовал к  ней непреодолимое отвращение, взял у  неё два «билетика» и  по дороге зашёл в  один плохонький трактиришко. Он спросил чаю, сел и крепко задумался. Странная мысль наклёвывалась в его голове, как из яйца цыплёнок, и очень, очень занимала его. Почти рядом с  ним на другом столике сидел студент, которого он совсем не знал и  не помнил, и  молодой офицер. Вдруг он услышал, что студент говорит офицеру про процентщицу, Алёну Ивановну, коллежскую секретаршу

 — У  ней всегда можно денег достать. Нет, вот что я тебе скажу. Я бы эту проклятую старуху убил и ограбил, и уверяю тебя, что без всякого зазору совести, — с жаром прибавил студент.

 Офицер опять захохотал, а Раскольников вздрогнул. Как это было странно!

 — Позволь, я тебе серьёзный вопрос задать хочу, — загорячился студент.  — Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живёт, и которая завтра же сама собой умрёт. Понимаешь? Понимаешь?

 — Ну, понимаю,  — отвечал офицер, внимательно уставясь в  горячившегося товарища.

 — Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и  это тысячами, и  это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обречённые в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасённых от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, — и  всё это на её деньги. Убей её и возьми её деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и  того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: Говорят: «долг, совесть»,  — я  ничего не хочу говорить против долга и  совести,  — но ведь как мы их понимаем? Стой, я  тебе ещё задам один вопрос. Слушай!

 — Нет, ты стой; я  тебе задам вопрос. Слушай! Вот ты теперь говоришь и  ораторствуешь, а  скажи ты мне: убьёшь ты сам старуху или нет?

 — Разумеется, нет! Я  для справедливости... Не во мне тут и  дело...

— А  по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и  справедливости! Пойдём ещё партию! Раскольников был в чрезвычайном волнении. Конечно, всё это были самые обыкновенные и  самые частые, не раз уже слышанные им, в  других только формах и  на другие темы, молодые разговоры и  мысли. Но почему именно теперь пришлось ему выслушать именно такой разговор и такие мысли, когда в собственной голове его только что зародились… такие же точно мысли? И почему именно сейчас. Странным всегда казалось ему это совпадение. Этот ничтожный трактирный разговор имел чрезвычайное на него влияние при дальнейшем развитии дела. (Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)

 

11/1. Укажите жанр произведения "Преступление и наказание" и литературный метод, близкий Ф.М. Достоевскому. (1 балл)

12/2. В каком городе происходит действие произведения? (1 балл)

13/3. Соотнесите имена и отчества персонажей с их характеристиками. Ответ запишите в виде трёх цифр, соответствующих пунктам в левом столбце.  (1 балл)

А) Пульхерия Александровна

1) Вышла замуж за Разумихина

Б) Софья Семёновна

2) Принуждена была получить жёлтый билет

В) Авдотья Романовна

3) Имела взрослых сына и дочь

 

4) Являлась хозяйкой дома, где жил Раскольников

14/4. Запишите два пропущенных термина в той грамматической форме и в том порядке, в каких они должны быть представлены в тексте.

В данном фрагменте представлена такая форма общения персонажей, как ______________, а детальное описание переживаний и мыслей Раскольникова называется ___________.  (1 балл)

15/5.  Какую роль в судьбе Раскольникова сыграет описанный в данном фрагменте эпизод в трактире? (6 баллов)

16/6. В каких произведениях русской классики встречается нерешительный герой и в чём этого героя можно сопоставить с Раскольниковым? (8 баллов)

17-18 баллов - "5"

13-16 баллов - "4"

9-12 баллов - "3"