М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Анализ фрагмента романа "Преступление и наказание" (демоверсия)

Прочитайте текст. Проанализируйте эпизод, опираясь на вопросы и задания.

       Очевидно, Мармеладов был здесь давно известен. Да и наклонность к витиеватой речи приобрёл, вероятно, вследствие привычки к частым кабачным разговорам с различными незнакомцами. Эта привычка обращается у иных пьющих в потребность, и преимущественно у тех из них, с которыми дома обходятся строго и которыми помыкают. Оттого-то в пьющей компании они и стараются всегда как будто выхлопотать себе оправдание, а если можно, то даже и уважение.

   – Забавник! – громко проговорил хозяин. – А для ча не работаешь, для ча не служите, коли чиновник?

   – Для чего я не служу, милостивый государь, – подхватил Мармеладов, исключительно обращаясь к Раскольникову, как будто это он ему задал вопрос, – для чего не служу? А разве сердце у меня не болит о том, что я пресмыкаюсь втуне? Когда господин Лебезятников, тому месяц назад, супругу мою собственноручно избил, а я лежал пьяненькой, разве я не страдал? Позвольте, молодой человек, случалось вам... гм... ну хоть испрашивать денег взаймы безнадежно?

   – Случалось... то есть как безнадежно?

   – То есть безнадёжно вполне-с, заранее зная, что из сего ничего не выйдет. Вот вы знаете, например, заранее и досконально, что сей человек, сей благонамереннейший и наиполезнейший гражданин, ни за что вам денег не даст, ибо зачем, спрошу я, он даст? Ведь он знает же, что я не отдам. Из сострадания? Но господин Лебезятников, следящий за новыми мыслями, объяснял намедни, что сострадание в наше время даже наукой воспрещено и что так уже делается в Англии, где политическая экономия. Зачем же, спрошу я, он даст? И вот, зная вперёд, что не даст, вы всё-таки отправляетесь в путь и...

   – Для чего же ходить? – прибавил Раскольников.

   – А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти! Когда единородная дочь моя в первый раз по жёлтому билету пошла, и я тоже тогда пошёл... (ибо дочь моя по жёлтому билету живёт-с...) – прибавил он в скобках, с некоторым беспокойством смотря на молодого человека. – Ничего, милостивый государь, ничего! – поспешил он тотчас же, и по-видимому спокойно, заявить, когда фыркнули оба мальчишки за стойкой и улыбнулся сам хозяин. – Ничего-с! Сим покиванием глав не смущаюсь, ибо уже всем всё известно и всё тайное становится явным; и не с презрением, а со смирением к сему отношусь. Пусть! пусть! "Се человек!" Позвольте, молодой человек: можете ли вы... Но нет, изъяснить сильнее и изобразительнее: не можете ли вы, а осмелитесь ли вы, взирая в сей час на меня, сказать утвердительно, что я не свинья?

   Молодой человек не отвечал ни слова.

   – Ну-с, – продолжал оратор, солидно и даже с усиленным на этот раз достоинством переждав опять последовавшее в комнате хихикание. – Ну-с, я пусть свинья, а она дама! Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, – особа образованная и урождённая штаб-офицерская дочь. Пусть, пусть я подлец, она же и сердца высокого, и чувств, облагороженных воспитанием, исполнена. А между тем... о, если б она пожалела меня! Милостивый государь, милостивый государь, ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели! А Катерина Ивановна дама хотя и великодушная, но несправедливая... И хотя я и сам понимаю, что когда она и вихры мои дерёт, то дерёт их не иначе как от жалости сердца (ибо, повторяю без смущения, она дерёт мне вихры, молодой человек, – подтвердил он с сугубым достоинством, услышав опять хихиканье), но, боже, что если б она хотя один раз... Но нет! нет! всё сие втуне, и нечего говорить! нечего говорить!.. ибо и не один раз уже бывало желаемое, и не один уже раз жалели меня, но... такова уже черта моя, а я прирождённый скот!

   – Ещё бы! – заметил, зевая, хозяин.

   Мармеладов решительно стукнул кулаком по столу.

   – Такова уж черта моя! Знаете ли, знаете ли вы, государь мой, что я даже чулки её пропил? Не башмаки-с, ибо это хотя сколько-нибудь походило бы на порядок вещей, а чулки, чулки её пропил-с! Косыночку её из козьего пуха тоже пропил, дарёную, прежнюю, её собственную, не мою; а живём мы в холодном угле, и она в эту зиму простудилась и кашлять пошла, уже кровью. Детей же маленьких у нас трое, и Катерина Ивановна в работе с утра до ночи, скребёт и моет и детей обмывает, ибо к чистоте привыкла, а с грудью слабою и к чахотке наклонною, и я это чувствую. Разве я не чувствую? И чем более пью, тем более и чувствую. Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу. Не веселья, а единой скорби ищу... Пью, ибо сугубо страдать хочу! – И он, как бы в отчаянии, склонил на стол голову.

Дайте развёрнутые аргументированные ответы на вопросы по тексту

  1. Что вам известно о представленных здесь персонажах романа – о Раскольникове, о Мармеладове, о Катерине Ивановне, о дочери Мармеладова? Какую роль сыграл Мармеладов в жизни Катерины Ивановны и своей дочери? Как сложатся в дальнейшем судьбы названных героинь?
  2. Какие проблемы затрагивает Мармеладов в беседе с Раскольниковым?
  3. Какими художественными средствами характеризуется Мармеладов и его психологическое состояние? В чём особенность речевой манеры персонажа?
  4. Почему речь Мармеладова состоит преимущественно из вопросов?
  5. Можно ли считать слова Мармеладова попыткой самооправдания? Почему? С чем связано самоуничижение Мармеладова?
  6. Прокомментируйте фразы Мармеладова: «…ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели!», «Пью, ибо сугубо страдать хочу!».
  7. Почему Раскольников немногословен в общении с Мармеладовым?
  8. В чём смысл размышлений о позиции Лебезятникова, отрицающего сострадание? Каково ваше отношение к данному вопросу?
  9. Как и почему Мармеладов оказался в своём нынешнем состоянии? Достоин ли Мармеладов, на ваш взгляд, сострадания?
  10. Сочувствует ли собеседнику Раскольников? Как это доказать?
  11. Можно ли судить об авторском отношении к Мармеладову?
  12. Какое влияние на Раскольникова окажет эта встреча с Мармеладовым?

Демонстрационная версия служит только образцом и не содержит именно тех заданий, которые будут предложены на уроке. Демоверсия нужна для того, чтобы ученик имел представление о форме и уровне сложности вопросов.