Прочитайте текст. Проанализируйте эпизод, опираясь на вопросы и задания.
Скрип тихих шагов на песке аллеи заставил его поднять голову. Человек, лицо которого трудно было различить в темноте, подошёл к скамейке и сел подле него. Князь быстро придвинулся к нему, почти вплоть, и различил бледное лицо Рогожина.
-- Так и знал, что где-нибудь здесь бродишь, недолго и проискал, -- пробормотал сквозь зубы Рогожин.
В первый раз сходились они после встречи их в коридоре трактира. Поражённый внезапным появлением Рогожина, князь некоторое время не мог собраться с мыслями, и мучительное ощущение воскресло в его сердце. Рогожин, видимо, понимал впечатление, которое производил; но хоть он и сбивался вначале, говорил как бы с видом какой-то заученной развязности, но князю скоро показалось, что в нём не было ничего заученного и даже никакого особенного смущения: если была какая неловкость в его жестах и разговоре, то разве только снаружи; в душе этот человек не мог измениться.
-- Как ты... отыскал меня, здесь? -- спросил князь, чтобы что-нибудь выговорить.
-- От Келлера слышал (я к тебе заходил), "в парк-де пошел"; ну, думаю, так оно и есть.
-- Что такое "есть"? -- тревожно подхватил князь выскочившее слово.
Рогожин усмехнулся, но объяснения не дал.
-- Я получил твое письмо, Лев Николаич; ты это всё напрасно... и охота тебе!.. А теперь я к тебе от неё: беспременно велит тебя звать; что-то сказать тебе очень надо. Сегодня же и просила.
-- Я приду завтра. Я сейчас домой иду; ты... ко мне?
-- Зачем? Я тебе всё сказал; прощай.
-- Не зайдёшь разве? -- тихо спросил его князь.
-- Чуден ты человек, Лев Николаич, на тебя подивиться надо.
Рогожин язвительно усмехнулся.
-- Почему? С чего у тебя такая злоба теперь на меня? -- грустно и с жаром подхватил князь. -- Ведь ты сам знаешь теперь, что всё, что ты думал, -- неправда. А ведь я, впрочем, так и думал, что злоба в тебе до сих пор на меня не прошла, и знаешь почему? Потому что ты же на меня посягнул, оттого и злоба твоя не проходит. Говорю тебе, что помню одного того Парфёна Рогожина, с которым я крестами в тот день побратался; писал я это тебе во вчерашнем письме, чтобы ты и думать обо всём этом бреде забыл и говорить об этом не зачинал со мной. Чего ты сторонишься от меня? Чего руку от меня прячешь? Говорю тебе, что всё это, что было тогда, за один только бред почитаю: я тебя наизусть во весь тогдашний день теперь знаю, как себя самого. То, что ты вообразил, не существовало и не могло существовать. Для чего же злоба наша будет существовать?
-- Какая у тебя будет злоба! -- засмеялся опять Рогожин в ответ на горячую, внезапную речь князя. Он действительно стоял, сторонясь от него, отступив шага на два и пряча свои руки.
-- Теперь мне не стать к тебе вовсе ходить, Лев Николаич, -- медленно и сентенциозно прибавил он в заключение.
-- До того уж меня ненавидишь, что ли?
-- Я тебя не люблю, Лев Николаич, так зачем я к тебе пойду? Эх, князь, ты точно как ребёнок какой, захотелось игрушки -- вынь да положь, а дела не понимаешь. Это ты всё точно так в письме отписал, что и теперь говоришь, да разве я не верю тебе? Каждому твоему слову верю и знаю, что ты меня не обманывал никогда и впредь не обманешь; а я тебя все-таки не люблю. Ты вот пишешь, что ты всё забыл и что одного только крестового брата Рогожина помнишь, а не того Рогожина, который на тебя тогда нож подымал. Да почему ты-то мои чувства знаешь? (Рогожин опять усмехнулся). Да я, может, в том ни разу с тех пор и не покаялся, а ты уже своё братское прощение мне прислал. Может, я в тот же вечер о другом совсем уже думал, а об этом...
Дайте развёрнутые аргументированные ответы на вопросы по тексту
- Что вам известно о собеседниках – князе Мышкине и Рогожине? Какие отношения их связывают с начала романа?
- О какой «встрече в коридорах трактира» здесь идёт речь? Чем запомнилась эта встреча?
- Почему князь поражён "внезапным появлением Рогожина"? Что за "мучительное ощущение" овладело Мышкиным?
- О каком письме говорит Рогожин? Какое значение этому письму придавал князь, а какое - Рогожин?
- Чем вызвана развязно-насмешливая манера общения Рогожина с князем?
- С чем связана конфликтная ситуация между героями в данном фрагменте?
- Какими художественными средствами охарактеризовано психологическое состояние персонажей?
Демонстрационная версия служит только образцом и не содержит именно тех заданий, которые будут предложены на уроке. Демоверсия нужна для того, чтобы ученик имел представление о форме и уровне сложности вопросов.
Поделиться с друзьями: