Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
А.С. Пушкин
Летопись как жанр восходит к греческим хроникам - произведениям, описывавшим исторические события. Однако, в отличие от хроник, где события привязывались к периодам царствования отдельных правителей, летописи излагали события "по летам", то есть по годам. Потребность в письменном закреплении исторических событий возникает, как правило, в период становления государственности.
Согласно исследованиям академиков Д.С. Лихачёва и А.А. Шахматова, летописание возникает на Руси в 11 веке в период правления Ярослава Мудрого. Именно в это время существовавшие в долитературный период устные исторические предания оформляют письменно в центрах княжеств. Затем эти записи были привезены в Киев. По версии Лихачёва, в 1040-е гг. в Киевской митрополии составляются первые летописные своды. Они не дошли до наших дней, но легли в основу более поздних, сохранившихся до нашего времени летописей.
Киево-Печерская лавра (основана в 1051)
В 1060-е гг. монах Киево-Печерского монастыря Никон составляет подробное описание исторических событий "по летам", начиная с истории первых русских князей - Олега, Игоря и Ольги. На основании записей Никона в 1095 году был составлен "Начальный свод", который лёг в основу первой дошедшей до нас летописи - "Повести временных лет" (1113).
Первая страница "Повести временных лет"
«Повесть временных лет» написана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, который переработал летописи Никона и "Начальный свод". "Повесть временных лет" создавалась в период, когда в условиях феодальной раздробленности Руси особенно необходимо было обозначить общее историческое происхождение русских земель. Этот замысел был заключён в полном названии: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Руськая земля, хто в Киеве нача перьвее княжити и откуду Руськая земля стала есть».
Особенностью труда Нестора стало то, что русская история впервые была вписана в контекст истории всемирной.
Первую часть летописи составляет рассказ о мировой истории по Библии – от всемирного потопа и распределения земли между сыновьями Ноя: Симом, Хамом и Иафетом. Именно от Иафета произошли славяне. Нестор очень подробно повествует о расселении славянских племён, об их отношениях с соседними племенами, об основании Киева (условной датой основания Киева считается 482 год), о возникновении русской земли, государства, о первых новгородских и киевских князьях.
Точные указания на время описываемых событий начинаются с 852 года, так как именно в этом году Русь впервые упомянута в греческих хрониках в связи с походом киевских князей Аскольда и Дира на Константинополь - столицу Византии.
Нестор последовательно рассказывает о призыве варягов и первом русском князе Рюрике, от которого пошёл род Рюриковичей. Затем повествуется о княжении Олега (известного по пушкинской "Песни о Вещем Олеге"), который объявил Киев "матерью городов русских" и завоевал Константинополь (Царьград).
Рассказывается о княжении Игоря - сына Рюрика, который погиб от рук древлян, не захотевших выплачивать дань. Летописец излагает легенду о том, как в 945 году жена Игоря Ольга трижды жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. В 957 году Ольга первой среди русичей приняла христианство во время посещения Константинополя.
Сын Игоря Святослав, согласно летописи, прославился походами на Византию, планировал перенести столицу из Киева в один из городов на Дунае, но не успел, так как погиб от рук печенегов, попав в засаду.
После смерти Святослава между его сыновьями Олегом, Ярополком и Владимиром разгорается борьба за власть, завершившаяся в 980 году победой Владимира, ставшего единовластным правителем Руси. Именно князь Владимир в 988 году принимает историческое решение о крещении Руси. С этого времени языческая Русь становится христианским государством.
Крещение киевлян в Днепре
В 1015 году Владимир умирает, и в течение 4 лет идёт борьба за киевский престол между его сыновьями. Его приёмный сын Святополк убивает сводных братьев Бориса и Глеба, а затем проигрывает борьбу Ярославу, который с 1019 по 1054 годы будет успешно править Русью, за что получит прозвище "Мудрый". При Ярославе Мудром Киевская Русь достигает наивысшего расцвета в политическом, экономическом и культурном смыслах. Ярослав - первый просвещённый князь, и Нестор особо подчёркивает любовь правителя к книгам.
После смерти Ярослава начинается распад Руси на отдельные княжества, которые ведут междоусобные войны. В 1097 году князья собираются на съезде в Любече, где постановляют "держать вотчину свою". Любечский съезд на время прекратил междоусобицы, но констатировал факт распада Киевской Руси.
Любечский съезд князей, 1097
Нестор доводит повествование до 1111 года. Труд, завершённый летописцем в 1113 году, стал составной частью более поздних летописных сводов.
Поделиться с друзьями: