М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Сергей Александрович Есенин (1895-1925)

 

Задания по произведениям С.А. Есенина 

Поэтические сборники Поэмы

"Радуница" (1916)

"Голубень" (1918)

"Преображение" (1918)

"Сельский часослов" (1918)

"Ключи Марии" (1918)

"Трерядница" (1920)

"Москва кабацкая" (1920)

"Кобыльи корабли" (1921)

"Исповедь хулигана" (1921)

"Персидские мотивы" (1925)

"Инония" (1918)

"Сорокоуст" (1920)

"Пугачёв" (1921)

"Анна Снегина" (1924)

"Чёрный человек" (1925)

Детство и юность

Крупнейший русский поэт 20 века, представитель новокрестьянской поэзии и имажинизма Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны. Впрочем, обычной крестьянской работой родители будущего поэта не занимались: отец работал в Москве в мясной лавке, мать состояла в прислуге у рязанской богатой семьи. Воспитанием мальчика занимался дед по материнской линии и трое его взрослых сыновей.

В 1904 году девятилетний Есенин поступает в четырёхклассное Константиновское земское училище, которое закончил с похвальной грамотой, а затем в учительскую школу в селе Спас-Клепики: родители видели будущее своего очень развитого ребёнка в профессии сельского учителя. Однако сам Есенин распорядился своей судьбой иначе. 

В 1912 году, в неполные 17 лет, он приезжает в Москву и некоторое время служит приказчиком в мясной лавке купца Крылова, где работал его отец. Однако ему ближе литература, поэтому с 1913 года поэт служит в типографии знаменитого российского книгоиздателя Ивана Сытина. Поступает в Московский городской народный университет имени Альфонса Шанявского на историко-философское отделение. 

Тогда же он сближается с Суриковским кружком (основан Иваном Захаровичем Суриковым, крестьянским поэтом-самоучкой из Углича), участниками которого были крестьянские поэты. Традиция крестьянской поэзии была заложена в 19 веке воронежскими поэтами Алексеем Кольцовым и Иваном Никитиным, и до 1916 года Есенин следует этой традиции. 

 

Вхождение в большую литературу

В 1915 году Есенин, несмотря на гражданские отношения с Анной Изрядновой и воспитание их общего ребёнка, покидает Москву и едет в Петроград. В день приезда сразу отправляется к А.А. Блоку, чтобы показать ему свои стихи.

В дневнике Блока имеется запись от 9 марта 1915 года: "Днём у меня рязанский парень со стихами. Крестьянин Рязанской губернии, 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые".

Войдя в круг новокрестьянских поэтов (вместе с Николаем Клюевым и Петром Орешиным), Есенин специально является на поэтические собрания в крестьянской одежде и в лаптях или валенках (в зависимости от сезона), читает стихи и играет на гармошке, поёт частушки. Многие современники Есенина понимают, что его образ во многом нарочитый, бутафорский, но прощают ему "игру в крестьянина", так как стихи его необыкновенно талантливы. Популярность Есенина такова, что с ним пожелала познакомиться семья Николая Второго, в связи с чем его приглашают в Царское Село, где он читает стихи императрице Александре Фёдоровне и её дочерям. 

В 1916 году Есенин призван на фронт, служит в составе военно-санитарного поезда Её Императорского Величества. В этом же году выходит первый есенинский сборник - "Радуница". Евангельские мотивы и деревенские образы легли в основу "Радуницы". В сборник вошли такие стихотворения, как "Гой ты, Русь моя родная!", "Топи да болота", "Ты поила коня из горстей в поводу...", "Край ты мой заброшенный..." и другие. 

В 1916–1918 годах Есенин входит в литературную группу «Скифы», в печатных изданиях которой публиковались Андрей Белый, Блок, Клюев, Замятин. Скифовцы считали, что исторические события 1910-х годов (Первая Мировая война, две революции, гражданская война) - это предвестие нового мира, крестьянской утопии, мужицкого рая. Эти надежды нашли выражение в поэмах С. А. Есенина «Инония», «Пришествие», «Иорданская голубица» и других, а также в сборниках «Преображение» и «Сельский часослов». В них видно, как религиозные мотивы сменяются богоборчеством и новым богостроительством. Лирический герой Есенина с 1918 года - бунтарь-босяк. 

В 1918 году поэт возвращается в Москву. Здесь онзнакомится с Анатолием Мариенгофом, и они вместе создают новое литературное течение — имажинизм. Среди имажинистов кроме Есенина и Мариенгофа были также поэты Рюрик Ивнев, Александр Кусиков и Вадим Шершеневич. Основой имажинизма стал поиск яркого, вычурного, эпатажного образа. Имажинисты выступают в кафе "Стойло Пегаса". 

Есенин об имажинизме: "У многих поэтов нет почти никакой фигуральности нашего языка. Конечно, 500, 600 корней хозяйство очень бедное, а ответвления словесных образов - дело довольно скучное, но чтобы быть стихотворным мастером, их нужно знать дьявольски... Имажинизм - это эпоха двойного зрения, оправданная двойным слухом моих отцов, создавших «Слово о полку Игореве»…"

В 1920 году написана имажинистская поэма "Сорокоуст", которая войдёт в сборник 1921 года "Исповедь хулигана". Одним из ключевых в поэме является образ коня как символ старой патриархальной деревни, ещё не осознавшей перехода к новой жизни. Образом этого «прошлого», которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребёнок, который пытается догнать поезд. 

Поэзия 1923-1925 годов проникнута экзистенциальным кризисом. В лирике преобладают философские мотивы: погружение в воспоминания, осмысление собственной жизни, предчувствие смерти. 

 

Особенности есенинской поэзии

Пейзажная лирика. Есенин выучился читать в пятилетнем возрасте, а уже к 14 годам писал стихи. В написанной в 1923 году автобиографии Есенин отмечал: "Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Стихи начал писать, подражая частушкам". Сам Есенин утверждал, что первым его стихотворением стало четверостишие:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленький матке

Зелёное вымя сосёт.

В этой поэтической миниатюре были явлены характерные черты будущей есенинской поэзии:

  • красота природы и эмоционально-проникновенное её изображение,
  • меткая наблюдательность лирического героя,
  • метафоричность.

В ранней поэзии Есенина обыденность и достоверность картин природы сочетаются с напевностью, мелодичностью строк, с нежным отношением лирического героя к тому, что он изображает. Есенин использует преимущественно метафоры и олицетворения. Причём олицетворение бывает развёрнутым, и часто оно соединяется с риторическим обращением, как правило, в самом начале стихотворений:

  • "Гой ты, Русь моя родная!",
  • "Клён ты мой опавший...",
  • "Край ты мой заброшенный, / Край ты мой, пустырь...",
  • "Край любимый! Сердцу снятся / Скирды солнца в водах лонных..."

Олицетворения у поэта настолько сильны, что порой трудно отделить природу от человека. Например, в стихотворении "Зелёная причёска...", 1913) сливаются образы берёзки и девушки, а опавший клён настолько очеловечен, что становится героем стихотворения, которому свойственны человеческие чувства и переживания. 

Образы русской природы передаются через яркие, красочные эпитеты, преимущественно через оттенки красного (малиновый, розовый, алый, багряный), жёлтого (золотой, медный), синего и зелёного цветов. 

Природа у Есенина - это не только зрительные, но и звуковые образы: "шёпот сосняка", "шелест тростника", "нежно охает ячменная солома", "Поёт зима - аукает, / Мохнатый лес баюкает / Стозвоном сосняка...", "звонкой позолотой взвенивает лес", "В роще по берёзкам / Белый перезвон". Мастерски передаются и запахи: "Пахнет яблоком и мёдом...", "пахучий мякиш тишины", "запах мёда от невинных рук", "пахнет смолистой сосной". Иногда одно явление природы передаётся через другое: "Сыплет черёмуха снегом", "И горит в парче лиловой / Облаками крытый лес". 

Любовная лирика. Тема любви появляется уже в подростковых стихотворениях Есенина - "Ты поила коня из горстей в поводу...", "Выткался на озере алый цвет зари..." (1910). И если в ранней ("деревенской") любовной лирике тема любви и образы возлюбленных неотделимы от образов природы, то в "городских" стихах тональность и настроение поэзии меняются: поэтичность и нежность меняются на озлобленный цинизм, восхищение сменяется отчаянием, духовное чувство превращается в сугубо плотское (цикл "Москва кабацкая", 1920). Отступление от кабацкого прошлого, мотивы очищения и любви как спасения (цикл "Любовь хулигана", 1921). 

 

Личная жизнь поэта

В 1913 году 18-летний Есенин, работая в типографии Сытина, увлекается Анной Романовной Изрядновой (1891-1946), работавшей там же корректором. Они начинают жить совместно, и в 1914 году у них родится сын Юрий. Однако союз с Анной продлился недолго, и Есенин в марте 1915 года  переезжает из Москвы в Петроград.

В 1917 году поэт вступает в брак с Зинаидой Николаевной Райх (1894-1939). В этом браке родились дочь Татьяна (1918-1992), будущая журналистка, и сын Константин (1920-1986). 

С 1920 года Есенина связывают периодические отношения с Галиной Артуровной Бениславской (1897-1926). Есенин стал самой сильной любовью в её жизни. Однажды увидев поэта на поэтическом вечере в Политехническом музее в Москве, она влюбилась до безумия. Их встречи были мимолётны. За время отношений с Галиной Есенин успел дважды жениться. Когда поэт погиб, Галина оказалась в психиатрической больнице. В первую годовщину гибели Есенина она застрелилась на его могиле на Ваганьковском кладбище. Похоронили её рядом с поэтом.

С 1922 года Есенин женат на американской танцовщице Айседоре Дункан (1877-1927). Есенин не говорил по-английски, Дункан не знала русского языка, но это не мешало их отношениям. 

Последней супругой поэта стала Софья Андреевна Толстая (1900-1957), внучка Л.Н. Толстого. Они познакомились 5 марта 1925 года, а 18 сентября поженились. Кратковременный союз не был счастливым, к тому же 28 декабря 1925 года поэт покончил с собой в Ленинграде. Будучи официально вдовой поэта, она до конца жизни носила двойную фамилию Толстая-Есенина и очень многое сделала для сохранения памяти о Есенине и его творческого наследия.