Задания по произведениям С.А. Есенина
Поэтические сборники | Поэмы |
"Радуница" (1916) "Голубень" (1918) "Преображение" (1918) "Сельский часослов" (1918) "Ключи Марии" (1918) "Трерядница" (1920) "Москва кабацкая" (1920) "Кобыльи корабли" (1921) "Исповедь хулигана" (1921) "Персидские мотивы" (1925) |
"Инония" (1918) "Сорокоуст" (1920) "Пугачёв" (1921) "Анна Снегина" (1924) "Чёрный человек" (1925) |
Детство и юность
Крупнейший русский поэт 20 века, представитель новокрестьянской поэзии и имажинизма Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны. Впрочем, обычной крестьянской работой родители будущего поэта не занимались: отец работал в Москве в мясной лавке, мать состояла в прислуге у рязанской богатой семьи. Воспитанием мальчика занимался дед по материнской линии и трое его взрослых сыновей.
В 1904 году девятилетний Есенин поступает в четырёхклассное Константиновское земское училище, которое закончил с похвальной грамотой, а затем в учительскую школу в селе Спас-Клепики: родители видели будущее своего очень развитого ребёнка в профессии сельского учителя. Однако сам Есенин распорядился своей судьбой иначе.
В 1912 году, в неполные 17 лет, он приезжает в Москву и некоторое время служит приказчиком в мясной лавке купца Крылова, где работал его отец. Однако ему ближе литература, поэтому с 1913 года поэт служит в типографии знаменитого российского книгоиздателя Ивана Сытина. Поступает в Московский городской народный университет имени Альфонса Шанявского на историко-философское отделение.
Тогда же он сближается с Суриковским кружком (основан Иваном Захаровичем Суриковым, крестьянским поэтом-самоучкой из Углича), участниками которого были крестьянские поэты. Традиция крестьянской поэзии была заложена в 19 веке воронежскими поэтами Алексеем Кольцовым и Иваном Никитиным, и до 1916 года Есенин следует этой традиции.
Вхождение в большую литературу
В 1915 году Есенин, несмотря на гражданские отношения с Анной Изрядновой и воспитание их общего ребёнка, покидает Москву и едет в Петроград. В день приезда сразу отправляется к А.А. Блоку, чтобы показать ему свои стихи.
В дневнике Блока имеется запись от 9 марта 1915 года: "Днём у меня рязанский парень со стихами. Крестьянин Рязанской губернии, 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые".
Войдя в круг новокрестьянских поэтов (вместе с Николаем Клюевым и Петром Орешиным), Есенин специально является на поэтические собрания в крестьянской одежде и в лаптях или валенках (в зависимости от сезона), читает стихи и играет на гармошке, поёт частушки. Многие современники Есенина понимают, что его образ во многом нарочитый, бутафорский, но прощают ему "игру в крестьянина", так как стихи его необыкновенно талантливы. Популярность Есенина такова, что с ним пожелала познакомиться семья Николая Второго, в связи с чем его приглашают в Царское Село, где он читает стихи императрице Александре Фёдоровне и её дочерям.
В 1916 году Есенин призван на фронт, служит в составе военно-санитарного поезда Её Императорского Величества. В этом же году выходит первый есенинский сборник - "Радуница". Евангельские мотивы и деревенские образы легли в основу "Радуницы". В сборник вошли такие стихотворения, как "Гой ты, Русь моя родная!", "Топи да болота", "Ты поила коня из горстей в поводу...", "Край ты мой заброшенный..." и другие.
В 1916–1918 годах Есенин входит в литературную группу «Скифы», в печатных изданиях которой публиковались Андрей Белый, Блок, Клюев, Замятин. Скифовцы считали, что исторические события 1910-х годов (Первая Мировая война, две революции, гражданская война) - это предвестие нового мира, крестьянской утопии, мужицкого рая. Эти надежды нашли выражение в поэмах С. А. Есенина «Инония», «Пришествие», «Иорданская голубица» и других, а также в сборниках «Преображение» и «Сельский часослов». В них видно, как религиозные мотивы сменяются богоборчеством и новым богостроительством. Лирический герой Есенина с 1918 года - бунтарь-босяк.
В 1918 году поэт возвращается в Москву. Здесь онзнакомится с Анатолием Мариенгофом, и они вместе создают новое литературное течение — имажинизм. Среди имажинистов кроме Есенина и Мариенгофа были также поэты Рюрик Ивнев, Александр Кусиков и Вадим Шершеневич. Основой имажинизма стал поиск яркого, вычурного, эпатажного образа. Имажинисты выступают в кафе "Стойло Пегаса".
Есенин об имажинизме: "У многих поэтов нет почти никакой фигуральности нашего языка. Конечно, 500, 600 корней хозяйство очень бедное, а ответвления словесных образов - дело довольно скучное, но чтобы быть стихотворным мастером, их нужно знать дьявольски... Имажинизм - это эпоха двойного зрения, оправданная двойным слухом моих отцов, создавших «Слово о полку Игореве»…"
В 1920 году написана имажинистская поэма "Сорокоуст", которая войдёт в сборник 1921 года "Исповедь хулигана". Одним из ключевых в поэме является образ коня как символ старой патриархальной деревни, ещё не осознавшей перехода к новой жизни. Образом этого «прошлого», которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребёнок, который пытается догнать поезд.
Поэзия 1923-1925 годов проникнута экзистенциальным кризисом. В лирике преобладают философские мотивы: погружение в воспоминания, осмысление собственной жизни, предчувствие смерти.
Особенности есенинской поэзии
Пейзажная лирика. Есенин выучился читать в пятилетнем возрасте, а уже к 14 годам писал стихи. В написанной в 1923 году автобиографии Есенин отмечал: "Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Стихи начал писать, подражая частушкам". Сам Есенин утверждал, что первым его стихотворением стало четверостишие:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосёт.
В этой поэтической миниатюре были явлены характерные черты будущей есенинской поэзии:
- красота природы и эмоционально-проникновенное её изображение,
- меткая наблюдательность лирического героя,
- метафоричность.
В ранней поэзии Есенина обыденность и достоверность картин природы сочетаются с напевностью, мелодичностью строк, с нежным отношением лирического героя к тому, что он изображает. Есенин использует преимущественно метафоры и олицетворения. Причём олицетворение бывает развёрнутым, и часто оно соединяется с риторическим обращением, как правило, в самом начале стихотворений:
- "Гой ты, Русь моя родная!",
- "Клён ты мой опавший...",
- "Край ты мой заброшенный, / Край ты мой, пустырь...",
- "Край любимый! Сердцу снятся / Скирды солнца в водах лонных..."
Олицетворения у поэта настолько сильны, что порой трудно отделить природу от человека. Например, в стихотворении "Зелёная причёска...", 1913) сливаются образы берёзки и девушки, а опавший клён настолько очеловечен, что становится героем стихотворения, которому свойственны человеческие чувства и переживания.
Образы русской природы передаются через яркие, красочные эпитеты, преимущественно через оттенки красного (малиновый, розовый, алый, багряный), жёлтого (золотой, медный), синего и зелёного цветов.
Природа у Есенина - это не только зрительные, но и звуковые образы: "шёпот сосняка", "шелест тростника", "нежно охает ячменная солома", "Поёт зима - аукает, / Мохнатый лес баюкает / Стозвоном сосняка...", "звонкой позолотой взвенивает лес", "В роще по берёзкам / Белый перезвон". Мастерски передаются и запахи: "Пахнет яблоком и мёдом...", "пахучий мякиш тишины", "запах мёда от невинных рук", "пахнет смолистой сосной". Иногда одно явление природы передаётся через другое: "Сыплет черёмуха снегом", "И горит в парче лиловой / Облаками крытый лес".
Любовная лирика. Тема любви появляется уже в подростковых стихотворениях Есенина - "Ты поила коня из горстей в поводу...", "Выткался на озере алый цвет зари..." (1910). И если в ранней ("деревенской") любовной лирике тема любви и образы возлюбленных неотделимы от образов природы, то в "городских" стихах тональность и настроение поэзии меняются: поэтичность и нежность меняются на озлобленный цинизм, восхищение сменяется отчаянием, духовное чувство превращается в сугубо плотское (цикл "Москва кабацкая", 1920). Отступление от кабацкого прошлого, мотивы очищения и любви как спасения (цикл "Любовь хулигана", 1921).
Личная жизнь поэта
В 1913 году 18-летний Есенин, работая в типографии Сытина, увлекается Анной Романовной Изрядновой (1891-1946), работавшей там же корректором. Они начинают жить совместно, и в 1914 году у них родится сын Юрий. Однако союз с Анной продлился недолго, и Есенин в марте 1915 года переезжает из Москвы в Петроград.
В 1917 году поэт вступает в брак с Зинаидой Николаевной Райх (1894-1939). В этом браке родились дочь Татьяна (1918-1992), будущая журналистка, и сын Константин (1920-1986).
С 1920 года Есенина связывают периодические отношения с Галиной Артуровной Бениславской (1897-1926). Есенин стал самой сильной любовью в её жизни. Однажды увидев поэта на поэтическом вечере в Политехническом музее в Москве, она влюбилась до безумия. Их встречи были мимолётны. За время отношений с Галиной Есенин успел дважды жениться. Когда поэт погиб, Галина оказалась в психиатрической больнице. В первую годовщину гибели Есенина она застрелилась на его могиле на Ваганьковском кладбище. Похоронили её рядом с поэтом.
С 1922 года Есенин женат на американской танцовщице Айседоре Дункан (1877-1927). Есенин не говорил по-английски, Дункан не знала русского языка, но это не мешало их отношениям.
Последней супругой поэта стала Софья Андреевна Толстая (1900-1957), внучка Л.Н. Толстого. Они познакомились 5 марта 1925 года, а 18 сентября поженились. Кратковременный союз не был счастливым, к тому же 28 декабря 1925 года поэт покончил с собой в Ленинграде. Будучи официально вдовой поэта, она до конца жизни носила двойную фамилию Толстая-Есенина и очень многое сделала для сохранения памяти о Есенине и его творческого наследия.
Поделиться с друзьями: