schoolexpert@yandex.ru

Русская сатирическая литература начала 20 века

Мы, бессмертные, любим шутку. Серьёзность - атрибут времени; она возникает от переоценки времени. А в вечности времени нет. 
Вечность -  всего лишь мгновение, которого как раз хватает на шутку…
                                                                                                                  Герман Гессе
 

 

Уже в первом десятилетии 20 века в русской сатирической литературе ясно обозначились два резко отличающихся друг от друга направления: сатира пролетарская и сатира «Сатирикона»

Первое направление, представленное творчеством Демьяна Бедного и рабочих поэтов, продолжало традиции политической сатиры и служило целям революционной борьбы.

Второе направление возникло благодаря основанному в 1908 году журналу «Сатирикон», редактором которого был Аркадий Аверченко. Целью журнала было объявлено «моральное исправление» общества средствами сатиры, при этом политических тем «сатириконцы» принципиально избегали. Среди сотрудников журнала были талантливые поэты: Саша Черный (Александр Гликберг), Пётр Потёмкин, В. Князев. Из прозаиков в «Сатириконе» печатались А. Куприн, А. Толстой, Л. Андреев, Н. Тэффи.

Одним из ярчайших сатирических поэтов стал уроженец Одессы, сын аптекаря Саша Чёрный, он же Александр Михайлович (Менделевич) Гликберг (1880 – 1932). Переехав в Петербург в 1905 году, он уже после первых публикаций стал пользоваться огромной популярностью. По словам Корнея Чуковского, читатели, получая очередной номер журнала (поэт сотрудничал с журналами "Зритель", "Альманах", "Маски", а с 1908 года - с "Сатириконом"), в первую очередь искали в нём стихи Саши Чёрного.

Объектом осмеяния в его поэзии оказываются дураки, пьяницы, представители некоторых течений в искусстве и т. д. Поэт высмеивает быт и идеалы русского обывателя, пустоту жизни людей, считающихся интеллигентами. Сборники: "Всем нищим духом" (1909) "Сатиры" (1910) и "Сатира и лирика" (1913), а также сборник прозы "Несерьёзные рассказы" (1928). Юмор в поэзии Саши Черного всегда сочетается с горькой иронией и скепсисом.

После революции эмигрировал, приобрёл участок земли на юге Франции. Скончался от сердечного приступа. 

Крупнейший прозаик-сатирик начала 20 века - уроженец Севастополя, сын купца Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881 – 1925). Литературный дебют писателя состоялся в 1903 году: в харьковской газете "Южный край" был опубликован его рассказ "Как мне пришлось застраховать жизнь", хотя сам он вёл отсчёт своего творчества от рассказа "Праведник" (1904). В январе 1908 года переезжает из Харькова в Петербург и оказывается редактором нового сатирического журнала "Сатирикон", который основали сотрудники утратившего подписчиков известного журнала "Стрекоза". В 1918 году в связи с закрытием журнала "Новый Сатирикон" и неприятием власти большевиков возвращается в родной Севастополь, занятый белыми войсками, работает в газете "Юг". За несколько дней до взятия Севастополя красными Аверченко на пароходе отправляется в Константинополь. С 1922 года жил в Праге. Скончался, не дожив нескольких дней до 45-летия, от склероза почек и ослабления сердечной мышцы. 

Тема сатир Аверченко – быт города, жизнь обывателя, новые течения в искусстве. Аверченко как сатирик был скорее созерцателем, чем борцом, хотя верил, что жизнерадостный смех может исправить жизнь.

Сборники, изданные в России: «Рассказы для выздоравливающих» (1907), «Весёлые устрицы» (1910), «Круги по воде» (1912), «О хороших в сущности людях» (1914), «Чудеса в решете» (1915), «О маленьких – для больших» (1916).

Сборники, изданные в эмиграции: «Дюжина ножей в спину революции»(1921), «Записки простодушного»(1923).

Особую популярность как писатель-сатирик приобретает дочь санкт-петербургского адвоката, первая русская юмористка Надежда Александровна Тэффи, она же Лохвицкая, она же Бучинская (1872 – 1952). Литературный дебют - публикация стихотворения "Мне снился сон, безумный и прекрасный..." - состоялся в 1901 году против воли писательницы: дело в том, что её сестра, Мирра Лохвицкая, уже давно была известной поэтессой, и Надежда Александровна считала неправильным, если вся семья "полезет в литературу". Однако, по её собственным словам, всё решил принесённый гонорар за первую публикацию. Она стала публиковаться в журнале "Нива", в газете "Речь", а затем в аверченковскихжурналах "Сатирикон" и "Новый Сатирикон". В эмиграции с 1919 года.

Юмор Тэффи более психологичен, чем у Аверченко. Если Аверченко был склонен к буффонаде, то Тэффи свойственна элегическая ирония.

Сборники: «Юмористические рассказы», «Семь огней» (1910), «И стало так…» (1912), «Карусель» (1913), «Дым без огня» (1914), «Ничего подобного» (1915), «Неживой зверь» (1916), «Тихая заводь» (1921), «Вечерний день» (1924), «На чужбине» (1927), «Всё о любви» (1946), «Зимняя радуга» (1952).