М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Авторская песня

 

Бояться автору нечего:
Он умер лет сто назад.
А.А. Галич

 

Авторской, или бардовской, или самодеятельной песней называют исполнение автором собственных стихов под собственную музыку. Предтечей российской авторской песни как явления считается Александр Николаевич Вертинский (1889-1957), эстрадный артист, певец, композитор, поэт, фактически создавший особый жанр - актёрское костюмированное исполнение собственных произведений на сцене. Однако в полном смысле слова поэтом-песенником он не был.

 

 А.А. Галич

Появление и распространение авторской песни во многом связано с изобретением магнитофона. У истоков авторской песни стоял Александр Аркадьевич Галич (1918-1977), блестящий поэт, драматург, киносценарист, автор повести "Генеральная репетиция", пьес "Улица мальчиков", "Верные друзья", "Вас вызывает Таймыр", "На семи ветрах", "Дайте жалобную книгу", "Матросская тишина" и других. Будучи продолжателем традиций Вертинского, в 60-е годы Галич исполняет собственные стихи под аккомпанемент семиструнной гитары. Его первые песни были политически безобидны, но явно не соответствовали официальной советской эстетике.

После запрещения постановки пьесы "Матросская тишина" усиливается конфликт Галича с официальной властью: его не печатают, выступления запрещаются - единственный публичный концерт проходит в 1968 году в Новосибирске. Стихи Галича становятся всё острее: "Старательский вальсок", "Неоконченная песня" ("Старики управляют миром..."), "Ночной дозор", "О том, как Клим Петрович выступал на митинге в защиту мира", "Не надо, люди, бояться" и другие.

Выход в 1969 году во Франкфурте сборника песен Галича в издательстве "Посев" становится причиной исключения его из Союза писателей и Союза кинематографистов, что фактически означало запрет на профессиональную деятельность.

В 1974 году Галич эмигрирует сначала в Германию, затем во Францию. На радио "Свобода" появляется постоянная рубрика "У микрофона Александр Галич". В 1977 году поэт погибает в результате несчастного случая в свей парижской квартире. Написанная им в эмиграции песня "Когда я вернусь" дала название первой грампластинке, вышедшей в СССР уже во время перестройки. 

 

 Б.Ш. Окуджава

Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) - поэт, прозаик, композитор, участник Великой Отечественной войны. Автор более 200 стихотворений, положенных на музыку, многие из которых звучат в советских фильмах. Сын грузинского партийного деятеля, Окуджава родился и большую часть жизни прожил в Москве. Именно Москве посвящена значительная часть его песен. После войны оказался в Тбилиси, где окончил филологический факультет. В 1950-е годы работал учителем русского языка и литературы в школах Калуги и Калужской области. В 1956 году выпустил первый лирический сборник. С 1959 года выступал со своими песнями в Москве. В дальнейшем популярность Окуджавы подкреплялась выходом грампластинок с его песнями. Наиболее известны и популярны по сей день его песни

  • "Сентиментальный марш" ("Надежда, я вернусь тогда...") - звучит в фильме "Застава Ильича"
  • "Полночный троллейбус" - звучит в фильме "Цепная реакция"
  • "Грузинская песня" ("Виноградную косточку в тёплую землю зарою...")
  • "До свидания, мальчики" - звучит в одноимённом фильме
  • "Ваше благородие, госпожа удача" - звучит в фильме "Белое солнце пустыни"
  • "Нам нужна одна Победа" - звучит в фильме "Белорусский вокзал"
  • "Ты гори, гори, мой костёр" - звучит в фильме "Бронзовая птица"
  • "Кавалергарда веке недолог..." - звучит в фильме "Звезда пленительного счастья"
  • "Не прячьте ваши денежки по банкам и углам..." - звучит в фильме "Приключения Буратино"
  • "Давайте восклицать, друг другом восхищаться..."
  • "Любовь и разлука" - звучит в фильме "Нас венчали не в церкви"
  • "Молитва Франсуа Вийона"

 

В.С. Высоцкий

О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
Но дрожала рука и мотив со стихом не сходился...
Белый аист московский на белое небо взлетел,
Чёрный аист московский не чёрную землю спустился.
Б.Ш. Окуджава
 

Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980) - актёр, поэт,  сценарист. В 1960 году закончил Школу-студию МХАТ, и с этого же времени начинает писать песни, которые, будучи исполняемыми в кругу друзей, получают распространение благодаря магнитофонным записям. 

Поэзия Высоцкого отличалась многообразием тем (уличные, лагерные, военные, сатирические, бытовые, сказочные, «спортивные» песни), остротой смыслового подтекста и акцентированной социально-нравственной позицией автора. В его произведениях, рассказывающих о внутреннем выборе людей, поставленных в экстремальные обстоятельства, прослеживались экзистенциальные мотивы.

Если в раннем творчестве Высоцкого преобладали уличные и дворовые песни, то с середины 1960-х годов тематика произведений существенно расширяется, а песенные циклы складываются в новую «энциклопедию русской жизни». В 1970-е годы в поэзии Высоцкого преобладает философская тематика и исповедальные мотивы. К отличительным особенностям песен Высоцкого следует отнести их своеобразное актёрское исполнение (песни Высоцкого в полной мере воспринимаются только в исполнении автора) и акцентирование социально-нравственной позиции автора.