М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Александр Иванович Куприн (1870-1938)

 Александр Иванович Куприн (1870-1938) 

Крупнейший русский прозаик, наиболее последовательно отстаивавший традиции классической литературы, Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчате Пензенской губернии. Отец будущего писателя - Иван Иванович Куприн - происходил из обедневшего дворянского рода. Он умер через год после рождения сына. Мать - Любовь Алексеевна Кулунчакова - происходила из рода татарских князей. 

Существование в крайней бедности заставило мать Куприна переехать в Москву, где она занялась подённой работой, а шестилетнего сына отдала в сиротский пансион, откуда он в 1880 году перешёл на обучение в Московский кадетский корпус. С 1887 по 1890 годы учится в Александровском военном училище в Москве. Опыт военной юности впоследствии будет отражён писателем в повести "Кадеты" и в романе "Юнкера". 

Ещё в военном училище Куприн пишет стихи, но они так и останутся неопубликованными. Зато в 1889 году, нарушив воинскую дисциплину (военнослужащим не разрешалась публикация произведений без разрешения начальства), Куприн публикует свой первый рассказ с оксюморонным названием "Последний дебют", подписав его "Александр К-н". Он отсидел два дня в карцере и получил строжайшее указание не заниматься более недостойным офицера "бумагомаранием".

===========================================================================================

 

Виктор Гурьев о рассказе "Последний дебют"
Мне, однако, хотелось бы вернуться к «Последнему дебюту», несмотря на то, что литературные критики отмечали его подражательность, а сам Куприн стеснялся впоследствии своего первого литературного опыта, из-за чего и не включил рассказ ни в один из прижизненных сборников. Известно, правда, что при своем появлении на свет «Последний дебют» был встречен читающей публикой достаточно сочувственно. Вряд ли это всего лишь чистая случайность. Мне кажется, что в этом маленьком рассказе автором была сделана серьезная заявка на будущее разнообразие тем, связанных в первую очередь с человеческими судьбами, тем, всегда волновавших людское воображение. Читатель, как видно, почувствовал это. Вот почему «первый блин» не вышел комом, и от дебютного рассказа потянулись ниточки к другим произведениям.
Как известно, Куприн был необыкновенно жаден до людей. В этом смысле его первый рассказ, представляющий собой маленький эпизод театральной жизни, густо населен. Удивляет тот факт, что автор, которому тогда было всего девятнадцать лет, мог одним ярким штрихом оживить практически любого героя. Так перед нами возникают: капельмейстер Иван Иванович фон Геккендорф, удивляющий публику «своею гибкостью» в управлении оркестром, вечно суматошный Алексей Трофимович Петунья, «исполнявший одновременно должность и декоратора, и машиниста, и сценариуса», трагик Анемподистов (он же Фальери), острослов и кривляка, умеющий закатывать глаза так, «что несколько минут в орбитах вращались одни громадные белки», «первый комик и не последний шулер» Вальцов, говорящий сиплым тенором, антрепренер и директор труппы, а заодно один из ее ведущих актеров, Александр Петрович, красивый, самоуверенный, гордый, «с большими, серыми, холодными» глазами, «тяжелый взгляд которых не могли вы-держать многие, даже очень решительные люди», прима труппы – Лидия Николаевна Гольская, имеющая «тонкие правильные черты лица» и «классический профиль». Фоном проходят безымянные персонажи: автор пьесы – «человек с растрепанной шевелюрой», удивленный суфлер, скрипач «с раскрытыми от ужаса глазами», «начавший было тянуть сурдинку» в самый трагический момент представления, а также переменчивые в своих чувствах зрители – по сути, толпа, в которую позже так любил окунаться Куприн, отправляясь на поиски новых впечатлений для своих рассказов и повестей.
Глядя на такую галерею лиц, заключенных в стены театра, невольно задаешься вопросом: «Не решил ли автор в очередной раз доказать известную шекспировскую истину, что весь мир – театр, а люди в нем – актеры?» На ту же мысль наталкивает и сюжетная линия рассказа с ее мотивом трагической любви, характерным впоследствии для Куприна. Однако, как мы увидим дальше, мораль, в итоге вытекающая из рассказа, несколько отличается от расхожего шекспировского постулата.
В основе «Последнего дебюта» – трагическая развязка отношений антрепренера и Гольской, которым волею случая предстояло сыграть на сцене то, что произошло с ними в реальной жизни: историю страсти двух сердец, одно из которых довольно быстро остыло, превратившись в холодный камень, другое же полюбило навсегда и безответно, а потому в любой момент могло разорваться от неразделенного чувства. «...Представьте себе женщину, которая полюбила горячо и сильно, – полюбила в первый раз в жизни», – произносит Гольская, обращаясь к антрепренеру. – «И... этой женщине приходится развлекать тысячную толпу именно в то время, когда она, быть может, близка к самоубийству или безумию!» Однако для Александра Петровича история с Гольской, вероятно, одна из многих побед над женщинами, которые он одерживал как в жизни, так и на сцене. Игра и жизнь слились для него в единое целое, вот почему разговор, который он ведет с актрисой в реальности, напоминает сценический диалог:
– Александр Петрович! А ваши клятвы, обещания?..
– Что ж из этого?.. Страсть, которая одинаково палила меня и вас, заставила бы всякого на моем месте клясться точно так же, как я!
В подобном положении героине ничего не остается, как либо подчиниться правилам игры, либо выйти из нее. Гольская выбирает последнее. Она выходит на сцену не для того, чтобы сыграть объяснение, а объясниться с антрепренером перед тысячью пар глаз зрителей. Но для него как в жизни, так и на сцене существует лишь игра. И тогда Гольская предстает перед залом не актрисой, играющей роль, а оскорбленной женщиной, готовой по-настоящему умереть от неразделенной любви. «... Она каким-то надорванным голосом рассказывала историю своей несчастной погибшей любви, - роптала на небо и просила у него смерти, молилась за человека, разбившего ее жизнь, и призывала на его голову проклятия».
Это уже не игра. На сцене вне всяких условностей корчилась от боли сама жизнь. Потому-то в зале и царила зловещая «гробовая тишина». Вынести жизнь на сцену... Подобного еще никому не удавалось. Это действительно был дебют... Последний дебют, ибо после такого откровения жить дальше невозможно. Оставалось умереть на глазах у публики, как и предрешено в пьесе, превратившейся в реальность.
Мне кажется, рассказ Куприна противостоит расхожей шекспировской истине, о которой я уже упоминал. В этом, на мой взгляд, его главное достоинство. «Последний дебют» наталкивает на размышления о том, что нельзя играть чувствами, а тем более душой человека, доверившегося тебе без остатка. Ведь душевные раны самые страшные, потому что они никогда не заживают.
В заключение хочется отметить, что главная героиня рассказа, актриса Гольская, напоминает Катерину Кабанову и Ларису Огудалову – героинь пьес Островского «Гроза» и «Бесприданница», по своим душевным качествам оказавшимся гораздо выше той среды, в которой они жили. Осознав это, им оставалось либо покориться среде, либо погибнуть, ибо другой жизни для них не было. Покориться они не смогли... То же самое произошло и с Гольской. Отказавшись играть по правилам среды, актриса поставила себя вне ее и погибла.

Источник: http://www.proza.ru/2015/09/06/2142 

===========================================================================================

 

По окончании училища - с 1890 по 1894 гг. - Куприн служит в городе Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Выходит в отставку, в 90-е годы путешествует по стране, пробуя разные профессии, публикует повести и рассказы, среди которых выделяются "Впотьмах" (1893), "Молох" (1896). Последняя повесть родилась под впечатлением от посещения завода в городе Юзовка (ныне Донецк). Молох - упоминающееся в Библии языческое божество, о котором известно, что ему приносили в жертву живых людей. В повести Куприна ненасытным Молохом называется сталелитейный завод, где ежедневно гибнут рабочие - от непосильной работы, от несчастного случая, но фактический хозяин завода, миллионер Василий Квашнин, легко находит замену "выбывшим". В центре повести - судьба инженера Андрея Ильича Боброва, который сочувствует рабочим, но встать в ряды бунтовщиков, протестующих против произвола Квашнина, не может. Положение Боброва усугубляется несложившимися отношениями с Ниной. Будучи раненным во время беспорядков на заводе, Бобров оказывается в больнице, где, не в силах терпеть боль, просит доктора вколоть ему морфий... 

Повесть "Олеся" (1898) выделяется тем, что в ней Куприн впервые делает сюжетный акцент на любовных отношениях героев. Действие повести разворачивается в Полесье, где скучающий писатель, приехавший из столицы, знакомится с молодой колдуньей Олесей. Девушка предсказывает герою его будущее, в том числе - любовь "трефовой дамы" и их неизбежную разлуку. Она знает, что их любовь обречена, но не может совладать с чувствами. 

Фрагмент к/ф "Олеся" (реж. Борис Ивченко, 1971). В роли Олеси Людмила Чурсина

 

На рубеже веков Куприн знакомится с ведущими писателями-реалистами: А.П. Чеховым, М. Горьким и И.А. Буниным.

В 1902 году женится на Марии Карловне Давыдовой (1881-1966), в браке с которой рождается дочь Лидия.

Переезжает в Петербург, где публикует рассказы "Конокрады", "Белый пудель", "Гамбринус", а также самое значительное своё произведение - повесть "Поединок" (1905). Посвящённая Максиму Горькому повесть, в центре которой - конфликт честного подпоручика Ромашова со старшим офицером на фоне трагической любви к Шурочке Николаевой, произвела сильное впечатление на современников. Чтение писателем отдельных глав "Поединка" со сцены становится едва ли не главным событием петербургской культурной жизни 1905 года.

В 1907 году разводится с женой и через два года женится на Елизавете Морицевне Гейнрих (1882-1942) - она покончит с собой во время ленинградской блокады. В этом браке родятся дочери Зинаида (проживёт всего три года) и Ксения. Последняя после многолетней работы во Франции в доме моды Пуаре вернётся в СССР в 1958 году и, будучи актрисой театра им. Пушкина, оставит книгу воспоминаний "Куприн - мой отец". 

В 1909 году Куприн получил престижную Пушкинскую премию. 

Через шесть лет новой удачей писателя становится рассказ "Гранатовый браслет" (1911), основанный на реальных событиях. В основу рассказа была положена история чистой и безответной любви скромного телеграфиста Желткова к знатной замужней красавице Вере Шеиной. Его ухаживания, выражавшиеся только в отправке писем возлюленной, были восприняты как дерзость. Требование со стороны мужа и брата Веры оставить её в покое лишает жизнь Желткова смысла. 

С началом Первой мировой войны писатель уходит на фронт в чине поручика, однако через год демобилизован по состоянию здоровья.

В 1915 году неожиданно для всех публикует предельно натуралистичную повесть о жизни проституток "Яма". Название повести обыгрывает народное наименование Ямской слободы одного из южных городов, где находились публичные дома, и метафорическое значение того места, куда оказываются выброшенными из жизни несчастные проститутки. Повесть вызвала широкое и противоречивое обсуждение, заслужив среди современников писателя в основном отрицательные отзывы, а её публикация в то время приравнивалась к распространению непристойных  материалов. 

После Октябрьской революции 1917 года Куприн, не приняв политики военного коммунизма, тем не менее соглашается работать в издательстве М. Горького "Всемирная литература" и даже встречается с В.И. Лениным, предлагая помощь в издании газеты для крестьян "Земля". Однако большевики считают Куприна политически ненадёжным, подвергают его непродолжительному аресту, и в 1919 году, в разгар гражданской войны, писатель оказывается на стороне белых - в армии генерала Краснова.

После поражения белых эмигрирует во Францию, где пишет романы "Жаннета" и "Юнкера".

Куприн в 1937 году

К началу 1930-х годов писатель погряз в долгах, что усугублялось его невостребованностью как писателя и заметным ухудшением здоровья. В 1937 году по приглашению советского правительства возвращается на родину. За разрешение на въезд в СССР проголосовали по предложению И.В. Сталина все члены Политбюро ЦК ВКП(б), за исключением воздержавшегося наркома обороны К.Е. Ворошилова. Приехав в Москву смертельно больным, Куприн проживёт ещё около года и успеет опубликовать цикл очерков "Москва родная". 25 августа 1938 года Куприн умер от рака пищевода и был похоронен в Ленинграде на Волковском кладбище. 

 

Задания по произведениям А.И. Куприна