М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Русский романтизм

К концу 18 века классицизм и сентиментализм как целостные направления уже не существуют. В недрах отживавших свой век классицизма и сентиментализма стало зарождаться новое направление, которое впоследствии назвали предромантизмом.

Предромантизм – общеевропейское явление в литературе рубежа 18 и 19 веков. В начале 19 века предромантизм наиболее ярко проявился в творчестве поэтов и прозаиков, объединившихся в 1801 году в «Вольное общество любителей русской словесности, наук и художеств», куда вошли И.П. Пнин, А.Х. Востоков, В.В. Попугаев, А.Ф. Мерзляков, К.Н. Батюшков, В.А. и Н.А. Радищевы, Н.И. Гнедич. Русский предромантизм сформировался под влиянием идей французских просветителей Руссо, Гердера и Монтескье.

Между предромантизмом и собственно романтизмом есть два существенных отличия, и оба они связаны с характером героя. Если романтическим героем был, как правило, бунтарь, раздираемый противоречиями, то герой предромантизма, испытывая конфликт с окружающим миром, в борьбу с обстоятельствами не вступает. Герой романтизма – личность противоречивая, герой предромантизма – личность страдающая и одинокая, но целостная и гармоничная.

Алексей Фёдорович Мерзляков
Самой яркой фигурой предромантизма стал Алексей Фёдорович Мерзляков (1778 – 1830), профессор Московского университета, переводчик, учитель Вяземского, Тютчева и Лермонтова. Ведущим жанром в лирике Мерзлякова стала российская песня – стихотворение, близкое по поэтике к народным песням. Мир поэта исполнен особой красоты: в его стихах часты такие образы, как красное солнышко, светлый месяц, алые розы, шумящие ключи, зелёные сады, чистые реки. Герой поэзии Мерзлякова – одинокий, страдающий без любви и понимания близких молодой человек. Героиня поэзии Мерзлякова – девица-красавица, красивая от природы и уподобляемая птицам и зверям. К лучшим произведениям Мерзлякова относятся «Среди долины ровныя», «Не липочка кудрявая», «Соловушко», «Ожидание». В его произведениях преобладает субъективно-личное начало, и в этом смысле Мерзляков – предшественник поэта А.В. Кольцова.

Василий Андреевич Жуковский

Собственно романтизм начал складываться в России во втором десятилетии 19 века – первоначально в творчестве В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852) считается основателем русского романтизма.

Жуковский был сыном крупного помещика, секунд-майора в отставке Афанасия Ивановича Бунина. Матерью будущего поэта стала турчанка Сальха (после крещения - Елизавета Дементьевна Турчанинова), захваченная в плен при штурме крепости Бендеры (в то время - Османская империя, ныне - Приднестровье). Василий оказался единственным наследником Афанасия Бунина, но поскольку рождён был вне брака, его усыновил крёстный отец, Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик, проживавший в доме Бунина. 

Поэтическое мироощущение Жуковского сложилось в 1800-е годы под влиянием творчества Державина и Карамзина, а также под влиянием немецкой романтической лирики. Основной мотив поэзии Жуковского – злой рок, тяготеющий над жизнью человека. Жуковский работал в жанрах баллады, элегии, поэмы, сказки, романтической повести.
В элегиях Жуковский впервые показал исполненную страданиями душу человека. Его элегии носят философский характер. Основная идея – мысль о скоротечности и таинственности жизни («Море», «Вечер», «Сельское кладбище»).

Баллада - особенный жанр в литературе. Во-первых, это жанр лиро-эпический, то есть относящийся одновременно к лирике и к эпосу (наряду с поэмой). Во-вторых, этот жанр был характерен исключительно для западноевропейской литературы, а в русской литературе развивались близкие к балладе жанры исторической песни и былины. Однако в былинах и исторических песнях не было элементов фантастики. Собственно, с вольных переводов Жуковским немецких баллад и начался русский романтизм.  

Характерные черты баллады как жанра:

  • напряжённый, наполненный драматизмом сюжет;
  • в балладе главный герой заметно преобладает над прочими персонажами: показаны почти исключительно его поступки и переживания, а остальные персонажи являются эпизодическими;
  • завязкой сюжета служит событие, требующее от героя решительных действий;
  • в стремлении достичь цели герой отправляется в опасный путь;
  • образ дороги сопровождается психологизированным пейзажем;
  • в балладе переплетаются рнеальность и фаентастика; 
  • в финале герой либо терпит сокрушительное поражение, либо одерживает убедительную победу.

Самые известные баллады Жуковского - "Людмила" (1808) и "Светлана" (1813) - написаны на основе сюжета баллады немецкого поэта Готфрида Бюргера "Ленора" (1773).

Героиня первой баллады ждёт жениха с войны, но тот всё не возвращается. Она ропщет на горькую судьбу. Однажды ночью к ней является всадник под видом жениха и везёт её в своё "жилище", которое оказывается могилой. Людмила была наказана за утрату надежды на милость Божью.  

Сюжет "Светланы" в основном повторяет сюжет "Людмилы": героиня в крещенский вечер грустит из-за разлуки с женихом и решает погадать. В полночь жених приезжает и везёт её якобы в церковь для венчания, но по пути Светлану всё больше охватывает страх: всё свидетельствует о том, что её ждёт смерть. Но в самый страшный момент Светлана молится перед иконой Спаса, и всё ужасное оказывается сном. Вопреки канонам традиционной баллады, Жуковский в финале разъясняет смысл своей баллады, призывая верить в Бога и полагаться на его милость. 

Жуковский - автор гимна Российской империи "Боже, царя храни!", друг и покровитель А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, воспитатель будущего императора Александра Второго. Весной 1852 года Жуковского очень расстроили известия о смерти Гоголя и уничтожении им второго тома «Мёртвых душ». Жуковский очень ценил творчество Гоголя и не переставал покровительствовать ему на протяжении всей своей жизни. После этих сообщений больному Василию Андреевичу стало хуже, и он уже не вставал. Он скончался 12 (24) апреля 1852 года — через 1,5 месяца после кончины Гоголя.

 

Своего расцвета романтизм достиг в творчестве Е.А. Баратынского, Д.В. Веневитинова, поэтов-декабристов и раннего А.С. Пушкина. Закат русского романтизма связывают с творчеством М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева.

Характерные черты романтизма как художественного метода.

1. Общая тенденция романтизма – неприятие окружающего мира, его отрицание. Для романтического героя существуют два мира: мир реальный, но несовершенный, и мир мечты, мир идеальный. Эти миры в сознании героя трагически разделены.

2. Романтический герой – это герой-бунтарь. Его борьба за осуществление мечты завершается либо крахом мечты, либо гибелью героя.

3. Герой романтического произведения находится вне общественно-исторических связей. Его характер, как правило сформировался сам по себе, а не под влиянием эпохи, исторических обстоятельств.

4. Романтический герой – воплощение авторского «я», поэтому нередко между героем и автором ставят знак равенства.

5. Романтический герой живёт и действует в исключительных, нередко экстремальных обстоятельствах – в ситуации несвободы, войны, опасного путешествия, в экзотической стране и т.п.

6. Для поэзии романтиков характерно использование образов-символов. Например, у поэтов философского течения роза – символ быстро увядающей красоты, камень – символ вечности и неподвижности; у поэтов гражданско-героического течения кинжал или меч – символы борьбы за свободу, а имена тираноборцев содержат намёк на необходимость бороться с неограниченной властью монарха (например, Брут, убийца Юлия Цезаря, рассматривался поэтами-декабристами как положительная историческая личность).

7. Романтизм субъективен по своей сути. Произведения романтиков носят исповедальный характер.

Константин Николаевич Батюшков

В русском романтизме выделяют 4 течения:
а) философское (Батюшков, Баратынский, Веневитинов, Тютчев),
б) гражданско-героическое (Рылеев, Кюхельбекер, Вяземский, Одоевский),
в) элегическое (Жуковский),
г) лермонтовское.

Первые два течения – философское и гражданско-героическое – противостояли друг другу, так как преследовали противоположные цели. Вторые два – элегическое и лермонтовское – представляли собой особые модели романтизма.

Кондратий Фёдорович Рылеев

Творчество поэтов, принадлежавших к философскому течению, базировалось на идеях английского и немецкого романтизма. Они считали, что романтическая поэзия должна ориентироваться только на вечные темы любви, смерти, искусства, природы. Всё суетное, сиюминутное рассматривалось как недостойная пера поэта тема.

В этом отношении они противостояли поэтам гражданско-героического течения, считавшим своим священным долгом обращаться в поэзии к общественным проблемам, пробуждать и воспитывать в читателе патриотические чувства, призывать его на борьбу с самодержавием и социальной несправедливостью. Любые отклонения от гражданской тематики поэты-декабристы полагали недопустимыми для истинных романтиков.

Задания по творчеству В.А. Жуковского 

Задания по творчеству поэтов-романтиков философского и гражданско-героического течений  

    Шестнадцатилетняя турчанка была чудо как хороша. Барин, усмехаясь, смотрел на пленницу, нимало не заботясь о том, что стоящей рядом с ним супруге его интерес был прекрасно виден и понятен.
    Смуглая кожа, пронзительные карие глаза, изумительные изгибы, напоминающие барханы пустынь.
    Турчанка стояла перед русским помещиком и его женой, скромно потупив взгляд. Она была настоящей дочерью своего народа, и с молоком матери впитала простую тайну выживания: если ты попала в плен, сохраняй покорность и верно служи своим новым господам.
    Барин что-то сказал по-русски, засмеялся, глядя на Сальху. Девушка, понимая, что сказанное относилось к ней, улыбнулась в ответ. Она в плену; этот толстоватый, лысоватый мужчина — её господин, и она будет покорна ему во всём.
    В 1774 году в село Мишенское Белёвского уезда, имение тульского помещика, секунд-майора Афанасия Ивановича Бунина привезли двух девочек-турчанок. Фатьма и Сальха были захвачены во время штурма турецкой крепости Бендеры русской армией. Отец девочек погиб во время осады, других родственников в Бендерах у них не было.
    Фатьме было одиннадцать лет, Сальхе — шестнадцать.
    Обстоятельства, предшествующие появлению юных турчанок в имении русского помещика, описаны в дневнике Анны Петровны Зонтаг, внучки Афанасия Бунина:
    «Один крестьянин села Мишенского, пришедши проститься со своим господином, спросил: «Батюшка, Афанасий Иванович, какой мне привезти тебе гостинец, если посчастливится торг мой?». Дедушка отвечал ему шутя: «Привези мне, брат, хорошенькую турчаночку, — видишь, жена моя совсем состарилась!». Но крестьянин не за шутку принял эти слова.
    После взятия Бендер крестьянин выменял двух турецких девочек у захвативших их в плен солдат. Вскоре Сальха и Фатьма оказались в белёвском имении Бунина. 
    Для одиннадцатилетней Фатьмы разлука с родиной оказалась невыносимой: девочка вскоре захворала и скончалась. А вот Сальха приспособилась к жизни в русском поместье. Красивая, ловкая, смиренная турчаночка проявила покорность своей участи, полюбила младших дочерей Буниных — Варвару и Екатерину, — и стала им нянькою.
    Всего у Афанасия Ивановича и Марии Григорьевны родилось одиннадцать детей, но выжило только пятеро. Старшие дети Буниных, как и младшие, приняли Сальху, относились к ней добросердечно, и даже учили русскому языку.
    Турчанка оказалась удивительно умелой хозяйкой: она быстро выучилась готовить русские блюда, делать заготовки на зиму и разные домашние запасы. Афанасий Иванович, который обожал хорошо покушать, не мог нарадоваться на свой «гостинец».
    «Сальха, как невольница, по своим магометанским понятиям, покорилась ему во всём, но всё так же была предана душою Марье Григорьевне, которая, заметя связь мужа своего с турчанкою, не делала ему ни упрёков, ни выговоров, а только удалила от Сальхи дочерей своих». — А.П. Зонтаг.
    Сальхе отлучение от полюбившихся ей девочек было тягостно, однако, визиты Афанасия Ивановича во флигелек не прекратились. Напротив, он стал задерживаться у турчаночки на все более продолжительное время.
    После смерти старой ключницы Буниных все хозяйство поручили Сальхе. Кроме того, у турчанки появилась своя прислуга, состоящая из двух сенных девок.
    Вскоре Афанасий Иванович окончательно перебрался к Сальхе во флигель. Турчанка три раза беременела от помещика, но все дети очень быстро умирали.
    Несмотря на двусмысленность своего положения, Сальха сохраняла добрые отношения с Марией Григорьевной. Турчанка, с соответствии со своими магометанскими понятиями, считала барыню первой женой и своей госпожой. Бунина, в свою очередь, прекрасно понимала, что девочка не выбирала свою судьбу, и вина в происшедшем по большей части лежит на её супруге.
    Выучившись читать, Сальха начала изучать христианскую религию и вскоре выявила желание принять православную веру. Окрестили турчанку как Елизавету. Отчество она приняла по имени своего крестного отца, управляющего имением Буниных — Дементьевна. Фамилию своей наложнице придумал сам Афанасий Иванович — Турчанинова.
    Все больше погружаясь в русскую культуру, изучая церковные книги, Елизавета Дементьевна начала осознавать преступность своего положения с точки зрения православия:
    «Тут только увидела она истинное свое положение. Узнала о нём с неописуемым горем, но не имела силы разорвать преступной связи. Привязанность её к Марии Григорьевне сделалась беспредельной: она обожала ее терпение и ангельскую кротость. Елизавета Дементьевна жила во флигеле, обедала в своей горнице и приходила к бабушке моей только за приказанием». — А. П. Зонтаг.
    В 1783 году Марье Григорьевне стало известно об очередной беременности турчанки, однако, барыня не подала вида, и всё так же приглашала Турчанинову в свой дом, давала ей разнообразные поручения.
    Марья Григорьевна обожала проводить время в обществе Андрея Григорьевича Жуковского — бедного дворянина с Киевщины, волею судьбы оказавшегося в Тульской губернии и жившего у Буниных из милости. Приживал был отличным музыкантом и художником: он аккомпанировал девицам Буниным на скрипке, рисовал узоры для кружевниц Марьи Григорьевны. Афанасий Иванович обожал беседовать с Андреем Григорьевичем на самые разные темы, советовался с Жуковским по хозяйственным делам.
    29 января 1783 года Елизавета Дементьевна Турчанинова родила мальчика. Малютку необходимо было окрестить, но свою фамилию Афанасий Иванович незаконнорождённому сыну дать не мог. В результате барин приказал приживалу Жуковскому усыновить новорождённого и стать ему крёстным отцом.
    Крёстной матерью своего сына Афанасий Иванович «назначил» свою тринадцатилетнюю дочь Варвару. Марья Григорьевна, узнав об этом, поначалу выступила против, но затем смирилась.
    Мальчика окрестили Василием Андреевичем Жуковским. Сразу после крещения Елизавета Дементьевна взяла сына и отправилась к барыне. Турчанинова положила спеленутого малютку на крыльцо, а сама бросилась Марии Григорьевне в ноги. Бунина была растрогана, а вид маленького ангелочка Васи умилил ее.
    За два года до рождения Василия в Лейпциге умер единственный сын Буниных, блестящий студент Иван, гордость своей матери. Доброе сердце Марии Григорьевны сразу и навсегда приняло сына своего мужа от другой женщины:
    «Бабушка моя взяла его на руки, целовала, крестила и даже плакала. С этих пор маленький Васинька сделался любимцем всей семьи. Бабушка часто спрашивала: „Варинька, где же твой крестник? Что так долго не несут его к нам?“. У Васиньки была кормилица, мамушка, нянюшка, одним словом, он пользовался всеми правами сына, и бабушка так любила его, что почти всегда хотела иметь его на глазах». — А.П. Зонтаг.
    В метрике Василия записали «незаконнорождённым сыном дворовой вдовы» — это унизительное «клеймо» ему пришлось нести очень долго, доказывая высокородным, законным сынам помещиков, что он ничем не хуже, а даже лучше их.
    В 1791 году в Туле в возрасте 75 лет скончался Афанасий Иванович Бунин. Всё своё состояние помещик поделил между четырьмя дочерями. Елизавете Дементьевне Турчаниновой и её сыну Василию Жуковскому не было оставлено ни копейки.
    Несправедливое решение супруга-самодура привело Марию Григорьевну в негодование. Поговорив с дочерьми, она «выбила» для Василия 10 тыс. рублей — сумма по тем временам весьма солидная.
    После похорон все домочадцы вернулись в белёвское поместье, а Василий остался в пансионе Роде, где учился до 1792 года.
    Несмотря на прекрасные способности юного Жуковского, будущее его, как незаконнорождённого, всё ещё было неясным. Марья Григорьевна и ее дочери приложили колоссальные усилия, чтобы обеспечить Василия дворянским титулом. 1 июня 1795 года в нарушение процедуры подачи «посемейного формуляра» Марья Григорьевна добилась для своего воспитанника грамоты на дворянство.
    В 1797 году студент Московского университетского пансиона Василий Жуковский приехал в родное имение Мишенское, где жили его родная мать Елизавета Дементьевна и «названая» мать Мария Григорьевна. Василию выделили флигель, в котором раньше жил его приёмный отец А.Г. Жуковский.
    Именно здесь юноша пишет своё первое стихотворение — «Майское утро», которое он прочёл двум своим матерям.
    В июне 1800 года Василий окончил пансион с серебряной медалью. Марья Григорьевна по этому случаю подарила ему 35 томов «Энциклопедии Дидро».
    К сожалению, Мария Григорьевна и Елизавета Дементьевна не понимали увлечения Жуковского поэзией. Обе женщины считали, что Василий «должен взяться за ум» и начать строить карьеру по чиновничьей части. Жуковскому же «мундир, один мундир» был отвратителен.
    В ноябре 1801 года Василий пережил романтическую драму. Он влюбился в свою племянницу Марию Вельяминову, просил её руки у Марии Григорьевны, но получил отказ. Вскоре Вельяминову выдали замуж за человека, которого она не любила.
    После конфликта с начальством в Соляной конторе Жуковский оставил службу и едва не угодил в тюрьму. Выручили друзья — А.И. Тургенев, А.А. Протопович-Антонский.
    «Расплевавшись с начальством», Жуковский написал письмо М.Г. Буниной с просьбой разрешить ему жить в Мишенском и заниматься литературными трудами. Мария Григорьевна была раздосадована, но отказать названому сыну не смогла:
    «Теперь осталось тебе просить отставки хорошей и ко мне приехать... Всякая служба требует терпения, а ты его не имеешь. Теперь осталось тебе ехать ко мне и ранжировать свои дела с господами книжниками».
    В Мишенском Жуковский стал гувернёром своих многочисленных племянниц. Кроме того, он занимался написанием стихов, прозы, критических статей, много переводил.
    9 июля 1806 года 23-летний Жуковский пишет в своем дневнике: «Можно ли быть влюблённым в ребёнка?»
    Ребенок — это его 12-летняя племянница Мария Протасова. Василий Андреевич, и правда сильно влюбился в девочку: он посвящал ей стихи, впадал в депрессию, когда родители увозили Машу из имения.
    В ноябре Жуковский объяснился со своей сестрой Екатериной Афанасьевной Протасовой, которой открыто признался в чувствах к Марии. Вся семья, включая «матриарха семейства» Марию Григорьевну Бунину, осудила молодого человека. Василия Андреевича обвинили в злоупотреблении доверием и в чувствах, которые недопустимо дяде иметь к племяннице.
    Жуковский продал дом, который он строил неподалеку от бунинской усадьбы, и уехал в Москву. Его родная мать, Елизавета Дементьевна, предпочла остаться в Мишенском и, как и прежде, жить в качестве приживалки при Марии Григорьевне.
    Приёмная мать Жуковского Мария Григорьевна Бунина скончалась в мае 1811 года. Для Елизаветы Дементьевны Турчаниновой это стало тяжелейшим ударом. Так получилось, что турчанка, захваченная когда-то в плен, и привезённая в русскую усадьбу, полюбила всем сердцем не своего «хозяина», и даже не родного сына. Сальха полюбила свою госпожу, Марию Григорьевну. Верность и преданность Елизаветы Дементьевны барыне не знала границ, а та отвечала ей взаимностью.
    Сразу после смерти Марии Григорьевны Елизавета Дементьевна тяжело заболела и через 10 дней скончалась.
    Прошли годы. Василий Жуковский стал одним из самых известных и влиятельных людей в стране. Знаменитый поэт, друг и учитель Пушкина, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, литературный критик, педагог, наставник членов императорской фамилии, тайный советник, автор государственного гимна «Боже, царя храни»...
    Значение Василия Андреевича Жуковского для русской культуры невозможно переоценить. Не будет преувеличением сказать, что без этого человека отечественная литература была бы другой. Вполне возможно, что без Жуковского не было бы и Пушкина.
    Так получилось, что «Васинька», незаконнорожденный сын помещика Бунина и пленной турчанки, стал защитником гонимых перед лицом самого государя. Пользуясь своим влиянием на императора, Василий Андреевич неоднократно ходатайствовал за своих друзей, боролся с цензурой, защищал от нападок Пушкина и Гоголя.

    Источник: «Тихий Дворик»