К концу 18 века классицизм и сентиментализм как целостные направления уже не существуют. В недрах отживавших свой век классицизма и сентиментализма стало зарождаться новое направление, которое впоследствии назвали предромантизмом.
Предромантизм – общеевропейское явление в литературе рубежа 18 и 19 веков. В начале 19 века предромантизм наиболее ярко проявился в творчестве поэтов и прозаиков, объединившихся в 1801 году в «Вольное общество любителей русской словесности, наук и художеств», куда вошли И.П. Пнин, А.Х. Востоков, В.В. Попугаев, А.Ф. Мерзляков, К.Н. Батюшков, В.А. и Н.А. Радищевы, Н.И. Гнедич. Русский предромантизм сформировался под влиянием идей французских просветителей Руссо, Гердера и Монтескье.
Между предромантизмом и собственно романтизмом есть два существенных отличия, и оба они связаны с характером героя. Если романтическим героем был, как правило, бунтарь, раздираемый противоречиями, то герой предромантизма, испытывая конфликт с окружающим миром, в борьбу с обстоятельствами не вступает. Герой романтизма – личность противоречивая, герой предромантизма – личность страдающая и одинокая, но целостная и гармоничная.
Алексей Фёдорович Мерзляков
Самой яркой фигурой предромантизма стал Алексей Фёдорович Мерзляков (1778 – 1830), профессор Московского университета, переводчик, учитель Вяземского, Тютчева и Лермонтова. Ведущим жанром в лирике Мерзлякова стала российская песня – стихотворение, близкое по поэтике к народным песням. Мир поэта исполнен особой красоты: в его стихах часты такие образы, как красное солнышко, светлый месяц, алые розы, шумящие ключи, зелёные сады, чистые реки. Герой поэзии Мерзлякова – одинокий, страдающий без любви и понимания близких молодой человек. Героиня поэзии Мерзлякова – девица-красавица, красивая от природы и уподобляемая птицам и зверям. К лучшим произведениям Мерзлякова относятся «Среди долины ровныя», «Не липочка кудрявая», «Соловушко», «Ожидание». В его произведениях преобладает субъективно-личное начало, и в этом смысле Мерзляков – предшественник поэта А.В. Кольцова.
Собственно романтизм начал складываться в России во втором десятилетии 19 века – первоначально в творчестве В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852) считается основателем русского романтизма.
Жуковский был сыном крупного помещика, секунд-майора в отставке Афанасия Ивановича Бунина. Матерью будущего поэта стала турчанка Сальха (после крещения - Елизавета Дементьевна Турчанинова), захваченная в плен при штурме крепости Бендеры (в то время - Османская империя, ныне - Приднестровье). Василий оказался единственным наследником Афанасия Бунина, но поскольку рождён был вне брака, его усыновил крёстный отец, Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик, проживавший в доме Бунина.
Поэтическое мироощущение Жуковского сложилось в 1800-е годы под влиянием творчества Державина и Карамзина, а также под влиянием немецкой романтической лирики. Основной мотив поэзии Жуковского – злой рок, тяготеющий над жизнью человека. Жуковский работал в жанрах баллады, элегии, поэмы, сказки, романтической повести.
В элегиях Жуковский впервые показал исполненную страданиями душу человека. Его элегии носят философский характер. Основная идея – мысль о скоротечности и таинственности жизни («Море», «Вечер», «Сельское кладбище»).
Баллада - особенный жанр в литературе. Во-первых, это жанр лиро-эпический, то есть относящийся одновременно к лирике и к эпосу (наряду с поэмой). Во-вторых, этот жанр был характерен исключительно для западноевропейской литературы, а в русской литературе развивались близкие к балладе жанры исторической песни и былины. Однако в былинах и исторических песнях не было элементов фантастики. Собственно, с вольных переводов Жуковским немецких баллад и начался русский романтизм.
Характерные черты баллады как жанра:
- напряжённый, наполненный драматизмом сюжет;
- в балладе главный герой заметно преобладает над прочими персонажами: показаны почти исключительно его поступки и переживания, а остальные персонажи являются эпизодическими;
- завязкой сюжета служит событие, требующее от героя решительных действий;
- в стремлении достичь цели герой отправляется в опасный путь;
- образ дороги сопровождается психологизированным пейзажем;
- в балладе переплетаются рнеальность и фаентастика;
- в финале герой либо терпит сокрушительное поражение, либо одерживает убедительную победу.
Самые известные баллады Жуковского - "Людмила" (1808) и "Светлана" (1813) - написаны на основе сюжета баллады немецкого поэта Готфрида Бюргера "Ленора" (1773).
Героиня первой баллады ждёт жениха с войны, но тот всё не возвращается. Она ропщет на горькую судьбу. Однажды ночью к ней является всадник под видом жениха и везёт её в своё "жилище", которое оказывается могилой. Людмила была наказана за утрату надежды на милость Божью.
Сюжет "Светланы" в основном повторяет сюжет "Людмилы": героиня в крещенский вечер грустит из-за разлуки с женихом и решает погадать. В полночь жених приезжает и везёт её якобы в церковь для венчания, но по пути Светлану всё больше охватывает страх: всё свидетельствует о том, что её ждёт смерть. Но в самый страшный момент Светлана молится перед иконой Спаса, и всё ужасное оказывается сном. Вопреки канонам традиционной баллады, Жуковский в финале разъясняет смысл своей баллады, призывая верить в Бога и полагаться на его милость.
Жуковский - автор гимна Российской империи "Боже, царя храни!", друг и покровитель А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, воспитатель будущего императора Александра Второго. Весной 1852 года Жуковского очень расстроили известия о смерти Гоголя и уничтожении им второго тома «Мёртвых душ». Жуковский очень ценил творчество Гоголя и не переставал покровительствовать ему на протяжении всей своей жизни. После этих сообщений больному Василию Андреевичу стало хуже, и он уже не вставал. Он скончался 12 (24) апреля 1852 года — через 1,5 месяца после кончины Гоголя.
Своего расцвета романтизм достиг в творчестве Е.А. Баратынского, Д.В. Веневитинова, поэтов-декабристов и раннего А.С. Пушкина. Закат русского романтизма связывают с творчеством М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева.
Характерные черты романтизма как художественного метода.
1. Общая тенденция романтизма – неприятие окружающего мира, его отрицание. Для романтического героя существуют два мира: мир реальный, но несовершенный, и мир мечты, мир идеальный. Эти миры в сознании героя трагически разделены.
2. Романтический герой – это герой-бунтарь. Его борьба за осуществление мечты завершается либо крахом мечты, либо гибелью героя.
3. Герой романтического произведения находится вне общественно-исторических связей. Его характер, как правило сформировался сам по себе, а не под влиянием эпохи, исторических обстоятельств.
4. Романтический герой – воплощение авторского «я», поэтому нередко между героем и автором ставят знак равенства.
5. Романтический герой живёт и действует в исключительных, нередко экстремальных обстоятельствах – в ситуации несвободы, войны, опасного путешествия, в экзотической стране и т.п.
6. Для поэзии романтиков характерно использование образов-символов. Например, у поэтов философского течения роза – символ быстро увядающей красоты, камень – символ вечности и неподвижности; у поэтов гражданско-героического течения кинжал или меч – символы борьбы за свободу, а имена тираноборцев содержат намёк на необходимость бороться с неограниченной властью монарха (например, Брут, убийца Юлия Цезаря, рассматривался поэтами-декабристами как положительная историческая личность).
7. Романтизм субъективен по своей сути. Произведения романтиков носят исповедальный характер.
Константин Николаевич Батюшков
В русском романтизме выделяют 4 течения:
а) философское (Батюшков, Баратынский, Веневитинов, Тютчев),
б) гражданско-героическое (Рылеев, Кюхельбекер, Вяземский, Одоевский),
в) элегическое (Жуковский),
г) лермонтовское.
Первые два течения – философское и гражданско-героическое – противостояли друг другу, так как преследовали противоположные цели. Вторые два – элегическое и лермонтовское – представляли собой особые модели романтизма.
Творчество поэтов, принадлежавших к философскому течению, базировалось на идеях английского и немецкого романтизма. Они считали, что романтическая поэзия должна ориентироваться только на вечные темы любви, смерти, искусства, природы. Всё суетное, сиюминутное рассматривалось как недостойная пера поэта тема.
В этом отношении они противостояли поэтам гражданско-героического течения, считавшим своим священным долгом обращаться в поэзии к общественным проблемам, пробуждать и воспитывать в читателе патриотические чувства, призывать его на борьбу с самодержавием и социальной несправедливостью. Любые отклонения от гражданской тематики поэты-декабристы полагали недопустимыми для истинных романтиков.
Задания по творчеству В.А. Жуковского
Задания по творчеству поэтов-романтиков философского и гражданско-героического течений
Поделиться с друзьями: