М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Поэма "Мцыри" (8 класс)

  Монастырь Джвари

История создания. Замысел романтической поэмы "Мцыри" (в грузинском написании "მწირი"), в основе которой трагическая история мальчика-горца, относится к 1831 году, когда поэту было семнадцать лет. В одной из заметок Лермонтов указал: "Написать записки молодого монаха семнадцати лет". Реализован замысел был в 1839 году. 

Первоначально поэма называлась "Бэри" (согласно примечанию самого поэта, по-грузински это означает "Монах"), а в качестве эпиграфа к ней была выбрана французская пословица "Родина может быть только одна". Впоследствии название и эпиграф были заменены. "Мцыри" - так грузины называют тех, кто только готовится стать монахом. А эпиграф был взят из Библии (из Первой Книги Царств): "Вкушая вкусих мало меда и се аз умираю". Эта цитата - из легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, который, победив врагов (филистимлян), в нарушение запрета отца отведал мёда, отец велел умертвить сына, и тогда Ионафан и произнёс фразу, вынесенную в эпиграф. Народ, однако, восстал против смертного приговора и тем самым спас Ионафана от смерти. 

По данным историка русской литературы Павла Висковатова, поводом для написания поэмы послужила случайная встреча Лермонтова во время путешествия по Кавказу. В городе Мцхета, древней столице Грузии, он осматривал монастырь Джвари ("крест"), где повстречал старого монаха. Из разговора с ним поэт узнал, что он ещё в детстве был пленён генералом Ермоловым и попал в монастырь. Несколько раз пытался бежать, а однажды побег едва не стоил ему жизни. Лермонтов был настолько впечатлён этой историей, что решил написать поэму. 

На создание "Мцыри" повлияли такие произведения, как поэма "Витязь в тигровой шкуре" грузинского поэта Шота Руставели (1189), поэма Дж. Байрона "Шильонский узник" (1816), поэма Ивана Козлова "Чернец" (1825).

Поэма "Мцыри" написана четырёхстопным ямбом с исключительно мужской рифмой.

Мцыри как романтический герой. Мцыри в поэме - не только герой, но и рассказчик. Он повествует в исповеди старому монаху о трёх днях, проведённых на воле. В основе сюжета - традиционная романтическая ситуация бегства из неволи. Обычно романтический герой покидает родину и бежит в новый, неведомый мир. Однако Мцыри стремится не уйти в новый мир, а вернуться в тот, от которого он был насильно отторгнут. Его побег - это ещё и попытка разрешить философский вопрос о том, что есть жизнь - созерцание или действие. Он бежит из монастыря, чтобы "узнать, прекрасна ли земля, узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы". Мцыри выбирает не созерцание, а действие, не тюрьму, а волю. Поэтому ЖИЛ он в полном смысле слова только три дня на воле.

Стремление к свободе - "одна, но пламенная страсть" Мцыри. В его сознании "кельи душные и молитвы" противопоставлены "чудному миру тревог и битв". Он бежит из монастыря во время грозы, с которой чувствует родство (об этом говорится в 8 главе), а в 13 главе он рассказывает о встрече с молодой грузинкой. Кульминация поэмы - сцена битвы с барсом. Жажда подвига заставляет Мцыри вступить в смертный бой, и ему удаётся в рукопашной схватке победить зверя. Именно в этом эпизоде проявляется природная сущность героя, раскрываются его назаурядные способности, смелость, сила.

Однако мечте о свободе не суждено сбыться: истощённого, лежащего без сознания Мцыри находят монахи и приносят обратно в монастырь. Понимая, что его мечта потерпела крах, герой отказывается от пищи и сознательно приближает свою кончину. Смерть Мцыри в финале поэмы в известном смысле закономерна, так как в состоянии несвободы он жизни не мыслит. 

Образы природы в поэме. Природе в поэме отведено особое место. Картины природы играют роль не просто фона событий, а грозной, мощной силы, одновременно враждебной и близкой герою поэмы. Природа - символ вольности, простора, естественности. В ней величие и красота, отсутствующие в человеческом обществе. Картины природы противопоставлены образу монастыря, который выступает как символ действительности, враждебной природной естественности и простоте. Позиция Лермонтова определяется утверждением, что в природе человека — залог возможной гармонии, между тем как в обществе, напротив, — источник дисгармонии. 

 

Задания по поэме "Мцыри"