М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Критический реализм

Реализм предполагает изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах.

Фридрих Энгельс

 

Как художественный метод реализм в русской литературе начал формироваться в 1820-е годы в творчестве А.С. Грибоедова и А.С.Пушкина. Однако сам термин был введён в 1849 году Павлом Васильевичем Анненковым - первоначально использовалось понятие "натуральная школа". 

Реализм (от лат. realis - "вещественный") пришёл на смену романтизму, постепенно вытеснив его из литературы. Главенство реализма в литературе 19 века объяснялось тем, что это единственный метод, претендующий на глубокое, всестороннее, объективное изображение действительности. Реализм, в отличие от классицизма и романтизма, не ограничивал писателя какими-либо канонами и условностями. 

Реализм предполагает широкий охват действительности, объективное её изображение. Если классицисты строго разделяли высокое и низкое, трагическое и комическое, прекрасное и безобразное, то в реализме эти категории сосуществуют, смешиваются, не всегда отличимы друг от друга. 

Герой реалистического произведения - личность сложная, и его характер всегда обусловлен социально-историческими связями. 

Реализм как метод аналитичен: писатель-реалист стремится не только изобразить явление, но и проанализировать его, проследить его развитие. 

В русле критического реализма развивалось творчество почти всех писателей второй половины 19 века.