schoolexpert@yandex.ru

"Повести Белкина" (8 класс)

Обложка первого издания "Повестей Белкина"

Цикл из пяти повестей был написан Пушкиным во время Болдинской осени с 9 сентября по 20 октября 1830 года. Отдельным изданием повести вышли в 1831 году без указания настоящего имени автора: Пушкин сознательно использовал мистификацию, выдумав автора собственных произведений и для достоверности сочинив его биографию, рассказанную в предисловии. Иван Петрович Белкин - молодой помещик, "умерший" в 1828 году, почти ровесник Пушкина, который на досуге якобы занимался сочинительством и написал в итоге пять повестей.  

"Доверяя" сочинительство вымышленному автору, Пушкин дважды снимает с себя ответственность за достоверность рассказанных историй. Покойный Иван Петрович Белкин якобы записал то, что слышал от других людей: у каждой повести цикла свой рассказчик. 

Цикл вводит читателя в мир провинциальной России, при этом каждая повесть написана в русле той или иной литературной традиции. Например, "Метель" и "Барышня-крестьянка" наследуют традиции сентиментализма, "Выстрел и "Гробовщик" выдержаны в духе романтизма, а повесть "Станционный смотритель" оказалась одним из первых реалистических произведений. Все повести цикла строятся на одном и том же сюжетном приёме: герой придумывает для себя определённый жизненный сценарий, но судьба распоряжается иначе и навязывает герою свой сюжет, гораздо более невероятный, чем тот, который он сам себе выдумал. Иными словами, развитие сюжета в каждой повести движется от известного к неожиданному. 

История гусара Сильвио, героя повести "Выстрел", поведана Белкину полковиком И.Л.П., хотя на самом деле в основе сюжета - история, произошедшая в 1822 году с самим Пушкиным в Кишиневе: во время дуэли с офицером Зубовым поэт ел черешню и после промаха оппонента просто ушёл, не завершив поединка.

Герой повести привлекает окружающих своей загадочностью. Он русский, но носит испанское имя, живёт бедно, но расточительно, держит коллекцию пистолетов и стреляет в стены своей мазанки. Главное событие повести - две дуэли. В первой сталкиваются не просто Сильвио и граф Р., а два образа жизни. Граф красив, остроумен, пользуется успехом у женщин, он, с точки зрения Сильвио, незаслуженный счастливец. Сам же Сильвио, играющий роль загадочного романтического героя, завидует ему и потому свой выстрел откладывает до тех пор, когда графу менее всего захочется умирать. Между двумя поединками проходит шесть лет. Сильвио неожиданно появляется в жизни графа тогда, когда тот счастлив. Герой свободен: он может убить графа, а может выстрелить в сторону. Сюжет, задуманный Сильвио, развязан, но сюжет самой жизни продолжается: счастье графа ничем не омрачается, а Сильвио гибнет в бою под Скулянами.  

Действие повести "Метель" разворачивается в 1811-1815 годах. Дочь помещика Марья Гавриловна, как и многие девушки её времени, обладала романным воображением и мечтала о необыкновенной любви. Она влюбляеься в бедного армейского правпорщика Владимира и планирует тано обвенчаться с ним, так как родители никогда не одобрят такого брака. Однако замысел не удаётся: прапорщик из-за метели сбивается с пути, а в жадринской церкви Марью Гавриловну венчают с гусарским полковником Бурминым, случайно попавшим в этот момент в церковь. После венчания Бурмин уезжает, а Владимир, будучи тяжело раненным, умирает после Бородинского сражения. Спустя годы Бурмин вновь встречает Марью Гавриловну, но не узнаёт её, страстно в неё влюбляется и рассказывает историю о том, как смеха ради обвенчался в церкви с какой-то девушкой. Так Марья Гавриловна становится объектом страсти своего законного мужа. И такую историю она сама едва ли сумела бы придумать. 

Напротив расположенного на Большой Никитской дома невесты Пушкина, Натальи Гончаровой, располагалась лавка гробовщика Адрияна. Именно так и назвал автор главного героя повести "Гробовщик". Угрюмство Адрияна Прохорова объясняется у Пушкина не тем, что в силу профессии он постоянно сталкивается со смертью, а с тем, что сама смерть сведена у него к выгоде. Герой переезжает с Басманной улицы на Никитскую, и его волнует только один вопрос: если умрёт купчиха Трюхина, пошлют ли за ним с Разгуляя? Сюжетную основу составляет сон гробовщика, в котором к нему домой являются похороненные им мертвецы. Этот сон возвращает гробовщику способность радоваться жизни.