М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Лирика А.С. Пушкина

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...
А.С. Пушкин

 

Лирика Пушкина - своеобразная энциклопедия взглядов, переживаний и размышлений поэта. Пушкин стал первым поэтом с необыкновенно разнообразной в тематическом отношении лирикой. Природа, любовь, искусство, политика, смысл жизни, назначение поэзии - всё оказалось в поле зрения поэта и отразилось в его лирике.

Уже в лицейский период (1811-1817) поэзия Пушкина по художественному уровню не отличалась от произведений признанных в то время мастеров: Державина, Жуковского, Батюшкова. Юный поэт пробует разные жанры и стили. Произведения Пушкина-лицеиста создаются  под впечатлением скорее от лицейских уроков, чем от жизни. Первое опубликованное стихотворение Пушкина - "К Наталье" (1813).

Юный поэт ещё не создаёт ничего принципиально нового, обыгрывая готовые формы и идеи. Его лирика носит пока "исполнительский" характер. Особенность лицейской лирики  Пушкина поэт Серебряного  века Борис Пастернак выразил так: "Он уже может говорить обо всём, но говорить ему ещё не о чем". Стихотворения "К другу стихотворцу", "Лицинию", "Красавице, которая нюхала табак" представляют собой подражание античной поэзии. Ода "Воспоминания в Царском Селе", прочитанная на экзамене в январе 1815 года, написана ломоносовскими и державинскими строфами, слитыми в новое художественное целое. В более поздних стихотворениях "Пробуждение", "Желание", "Безверие" (1817) внимание поэта сосредоточено на собственной эмоциональной жизни, и эти стихотворения уже можно считать лирическими в полном смысле слова.

И.И. Пущин в гостях у А.С. Пушкина в Михайловском (с картины Н.Н. Ге)

Теме лицейской дружбы, воспоминаниям о лицее посвящены стихотворения "19 октября", "19 октября 1827", "Мой первый друг, мой друг бесценный..." (адресовано Ивану Пущину). 

===========================

Социально-политическая тема начинает звучать в лирике Пушкина в петербургский период (1817-1820) и получает своё развитие в годы странствий (1827-1830).

Одно из самых эмоциональных произведений - ода "Вольность" (написана в 1817, впервые опубликована в 1856 А.И. Герценом). Название оды содержало прямое указание на преемственную связь с одноимённым произведением А.Н. Радищева. Однако политическая позиция Пушкина в этой оде относительно умеренна и сводится к идее конституционной монархии, к идее верховенства закона, перед которым должны быть равны все, включая царя. Несмотря на эмоциональность, важно понять, что поэт не призывает к бунту.

В этом стихотворении также впервые звучит важный для творчества Пушкина мотив свободы как естественного  состояния человека. Больше всего возмутили Александра Первого строки, содержавшие откровенный намёк на убийство в Михайловском замке предыдущего императора, Павла Первого: 

Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъёмный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наёмной...

Послание "К Чаадаеву" (1818) адресовано другу Пушкина, русскому философу (как он сам себя называл) и публицисту Петру Яковлевичу Чаадаеву.  В отличие от "Вольности" здесь речь идёт не о свободе вообще, а о политической судьбе России. В этом стихотворении любовь к свободе сливается с любовью к своей стране, и призыв "отчизне посвятить души прекрасные порывы" сочетается с верой в то, что "Россия вспрянет ото сна". Как и в "Вольности", здесь звучит идея отказа от самодержавной власти: "И на обломках самовластья напишут наши имена".

Стихотворение "Деревня" написано в июле 1819 года, когда поэт приезжал в своё псковское имение Михайловское. Первая часть "Деревни", изображающая идиллический сельский пейзаж, посвящена теме уединения и вдохновения. Вторая часть, начинающаяся строкой "Но мысль ужасная здесь душу омрачает", отличается резким переходом от элегического тона к сатирическому и посвящена обличению крепостного права. Таким образом, стихотворение строится на контрасте гармоничной, умиротворённой природы и деспотичного общественного строя. 

В годы странствий написаны два стихотворения, посвящённых судьбе декабристов.

Стихотворение "В Сибирь", написанное в декабре 1826 года, было передано сестре декабриста Н. Муравьёва и доставлено ссыльным декабристам. Впервые опубликовано в 1856 году. 

В написанном в 1827 году стихотворении "Арион" содержится аллюзия (намёк) на восстание декабристов. Отталкиваясь от греческого мифа о певце (поэте) Арионе, чудом спасшегося во время кораблекрушения, поэт в аллегорической форме размышляет о собственной судьбе: его товарищи-декабристы были повешены или отправлены на каторгу, а он сам остался на свободе, но верен своим идеалам: "Я гимны прежние пою...". 

Философское размышление о выборе между свободой и рабством составляет основу стихотворения "Анчар" (1828). 

===========================

Близкими к социально-политической лирике являются стихотворения, посвящённые теме поэта и поэзии. "Разговор книгопродавца с поэтом" строится в форме диалога (такую форму впервые использовал Ломоносов в "Разговоре с Анакреоном"), в котором сталкиваются прагматизм книгопродавца и вдохновение поэта. Вопрос о взаимоотношениях поэта и общества остро поставлен в стихотворениях "Поэту", "Поэт и толпа", "Пророк". С одной стороны, призвание поэта - "глаголом жечь сердца людей", с другой, вечен конфликт поэта и толпы, его не понимающей.

В стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." (1836), являющемся переложением оды римского поэта Горация "Ad Melpomenen", Пушкин вслед за Ломоносовым и Державиным размышляет о своей роли в поэзии, о смертности поэта и бессмертии его творчества.

===========================

Поэтический идеал Пушкина выразился в стихотворениях о любви. В лирике поэта любовь - глубокое, нежное и самоотверженное чувство. И даже если любовь безответна, это всегда дар судьбы. В отличие от героя романтической поэзии, лиричесий герой любит не себя самого  и не своё чувство, а избранницу. Если в начале 19 века поэты-романтики посвящали любовную лирику придуманным женщинам, вымышленным идеалам, то Пушкин впервые адресует свои стихи конкретным женщинам. Адресатами любовной лирики Пушкина были Екатерина Бакунина, Амалия Ризнич, Анна Керн, Александра Осипова, Елизавета Воронцова, Анна Оленина, Наталья Гончарова.

Самое известное пушкинское стихотворение о любви "Я помню чудное мгновенье..." посвящено Анне Петровне Керн, первая встреча с котрой произошла в 1819 году. Через шесть лет они вновь случайно повстречались в селе Тригорском во время михайловской ссылки, и тогда Пушкин написал это стихотворение и передал его Анне Петровне.

В стихотворении "Признание", посвящённом Александре "Алине" Осиповой, любовь представляется лирическому герою мучительным и в то же время сладостным обманом.

В стихотворении "Я вас любил..." грусть безответной любви сочетается с искренним пожеланием счастья любимой женщине. 

===========================

Лирика Пушкина последних лет (1831-1837) носит преимущественно философский характер. Мотивы поиска смысла жизни, мысль о её скоротечности звучат в стихотворениях "Осень" (неоконченное*, 1833), "Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит..." (1834), "Вновь я посетил..." (1835). В последнем стихотворении, написанном без рифм, Пушкин описывает своё повторное посещение Михайловского. Подросшие за эти годы деревья напоминают поэту о конечности бытия, о смене поколений. 

Особое место занимает стихотворение "Отцы пустынники и жёны непорочны..." (1836), которое почти буквально воспроизводит известную молитву** преподобного Ефрема Сирина, богослова IV века. Пушкин, известный своими атеистическим взглядами в молодости, уже к концу 1820-х годов отрекается от безбожия, а в последние годы обращается к вечным вопросам бытия, обращается в стихах к Богу. 

 

Задания по лирике А.С. Пушкина 

 

---

* В опубликованном варианте стихотворение "Осень" завершается строкой "Плывёт. Куда ж нам плыть?"

   В черновом варианте последняя строфа доведена до шестого стиха: 

Ура!.. куда же плыть?.. какие берега

Теперь мы посетим: Кавказ ли колоссальный,   

Иль опалённые Молдавии луга,   

Иль скалы дикие Шотландии печальной,   

Или Нормандии блестящие снега,   

Или Швейцарии ландшафт пирамидальный?

 

** Κύριε καὶ Δέσποτα τῆς ζωῆς μου, πνεῦμα ἀργίας,
     περιεργίας, φιλαρχίας, καὶ ἀργολογίας μή μοι δῷς.
     Πνεῦμα δὲ σωφροσύνης[1], ταπεινοφροσύνης, ὑπομονῆς,
     καὶ ἀγάπης χάρισαί μοι τῷ σῷ δούλῳ.
     Ναί, Κύριε Βασιλεῦ, δώρησαι μοι τοῦ ὁρᾶν τὰ ἐμὰ πταίσματα,
    καὶ μὴ κατακρίνειν τὸν ἀδελφόν μου,
    ὅτι εὐλογητὸς εἶ, εἰς τοὺς αἰῶνας τῶν αἰώνων.
    Ἀμήν.

Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.