М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Денис Иванович Фонвизин (1745-1792)

Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин.
А.С. Пушкин

Д.И. Фонвизин

Первый русский комедиограф Денис Иванович Фонвизин (Von Wisin) родился в Москве, в семье обрусевших немцев Ивана Андреевича Фонвизина, надворного советника, и Екатерины Васильевны Дмитриевой-Мамоновой, дочери адмирала. Был одним из восьми детей.

Его далёкие предки – барон Пётр и его сын – попали в плен к русским в 16 веке во время войны Руси с Ливонским Орденом. С четырёх лет Фонвизин обучался грамоте на дому, а с десяти лет продолжил обучение в гимназии при Московском университете. В 1760 году в числе лучших студентов был привезён в Санкт-Петербург для представления графу Ивану Шувалову, попечителю Московского университета, и Михаилу Ломоносову, создателю университета. Сильнейшее впечатление на юного Фонвизина произвело посещение театра, что и определило во многом его дальнейшую судьбу: «Действия, произведённого во мне театром, почти описать невозможно…».

В семнадцатилетнем возрасте Фонвизин становится переводчиком в Коллегии иностранных дел. Его покровителем в это время являлся граф Никита Иванович Панин. Через два года к Фонвизину пришла литературная слава благодаря написанному стихотворению «Послание к слугам моим. Шумилову, Ваньке и Петрушке», которое проложило путь его комедиям.

=========================================================================================

Комедии классицизма, как правило, прямолинейны по тематике. Их персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, а действие разворачивается в течение одного дня в одном и том же месте. Персонажам даны говорящие имена и фамилии. Положительные герои обычно являются резонёрами, озвучивающими авторскую позицию.  

=========================================================================================

Первая комедия Фонвизина – «Бригадир» – была написана в 1769 году. В центре её вопрос, который не разрешён и поныне: почему в России есть люди, готовые молиться на всё иностранное? Таков сын Бригадира Иванушка, однажды побывавший в Париже и с тех пор убеждённый, что дух его «принадлежит короне французской».

Интрига комедии состоит в любовном многоугольнике: отец хочет женить Ивана на Софии, но тот волочится за Советницей; София любит дворянина Добролюбова; Советник влюблён в Бригадиршу, а Бригадир – в Советницу. Эта ситуация благополучно разрешается только для Софии и Добролюбова, чьи достоинства соответствуют их именам.

Граф Панин, которому Фонвизин читал свою комедию, заметил, что наиболее удачным персонажем пьесы является Бригадирша: «Я удивляюсь Вашему искусству, как Вы, заставя говорить такую дурищу во все пять актов, сделали, однако, её роль столько интересною, что всё хочется её слушать». Действительно, Бригадирша простодушна, невежественна, но её глупость иногда оборачивается наивной мудростью. С каждой новой сценой становится ясно, что Бригадирша – страдающий человек, которой выпало на долю терпеть недалёкого мужа и ещё более глупого сына. Она – единственный, кроме Софьи и Добролюбова, персонаж, чуждый супружеским изменам.

 

Комедия "Недоросль"

Сцена из спектакля "Недоросль" в постановке Малого театра


Умри теперь, Денис, или больше ничего уже не пиши; имя твоё бессмертно будет по этой одной пьесе.
Граф Григорий Александрович Потёмкин

 

Конфликт иного плана лежит в основе второй комедии Фонвизина – «Недоросль», написанной в 1781-1782 годах.

Само слово "недоросль" обозначало в 18 веке молодого дворянина, не завершившего обучение и не поступившего на службу. После выхода в свет комедии Фонвизина это слово получило ироническую окраску и стало обозначать глупых и необразованных молодых людей. 

Замысел комедии сформировался в 1778 году, когда писатель вернулся из Франции, где полтора года изучал юриспруденцию и философию. Там он видел постановки просветительских пьес, и по возвращении в Россию он с энтузиазмом взялся за работу над новой комедией. 24 сентября 1782 года состоялась её театральная премьера в деревянном театре на Царицыном лугу (ныне Марсово поле в Петербурге). 

На первый взгляд, сюжет «Недоросля» напоминает сюжет комедии «Бригадир». Здесь тоже в центре – история несостоявшегося брака по расчёту и состоявшегося по любви. Но если в «Бригадире» события движутся логично и их легко предвидеть, то в «Недоросле» множество неожиданностей, действие развивается стремительно и непредсказуемо.

Уже с первой сцены – примерки кафтана Митрофанушки – читатель и зритель могут увидеть разные стороны характеров героев: глупость, самовластие и вздорность Простаковой, забитость её супруга, способность даже крепостного Тришки вступить в спор с барыней и т.д. Многоцветен характер Митрофана, который, на первый взгляд, кажется всего лишь обжорой и болваном, но по ходу действия комедии выясняется, что он сметлив и увёртлив, склонен к предательству не только своей няньки, но и родной матери, совершившей из любви к сыну множество злых поступков. Несомненное достоинство комедии – сочетание драматического и комического, что не вполне соответствовало канонам классицизма. Комедия «Недоросль» стала одним из первых произведений так называемого «просветительского реализма».

Ключевую роль в "Недоросле" играет Стародум, дядюшка Софьи 60 лет. Это герой-резонёр. Его пространные монологи развёрнуто представляют просветительсукю позицию самого Фонвизина. Образ Стародума был "списан" с отца драматурга, Ивана Андреевича Фонвизина (1700-1786). 

Д.И. Фонвизин об отце: "Отец мой любил правду, никаких никогда подарков не принимал. С людьми своими обходился с кротостью, но невзирая на сие, в доме нашем дурных людей не было. Сие доказывает, что побои не есть средство к исправлению людей".

В 1788 году Фонвизин  начал издавать журнал "Друг честных людей, или Стародум", но по воле Екатерины Второй журнал был запрещён. 

Связано это было с тем, что комедия «Недоросль», а затем и сатира «Всеобщая придворная грамматика» не понравились Екатерине Второй. Путь в печать для драматурга был фактически закрыт. 

В возрасте сорока лет он тяжело заболел. Разбитый параличом, Фонвизин с трудом двигался и говорил, а через семь лет умер. Воспоминания о Фонвизине оставил баснописец 18 века И.И. Дмитриев.

Советский литературовед Станислав Рассадин в работе «Сатиры смелый властелин» отмечал: «Рождение писателя Фонвизина – это рождение русской литературы. Юность Фонвизина совпала с младенчеством нашей литературы… Умрёт Денис Иванович, и всего через два года родится его преемник в комедии А.С. Грибоедов. Началась непрерывная цепь, и начальное звено – Державин и Фонвизин, первые гении русской словесности».

Задания по комедии Фонвизина "Недоросль" 

Литература о Фонвизине:
1. Вяземский П.А. Фон-Визин. М., 1984
2. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990
3. Кочеткова Н.Д. Фонвизин в Петербурге. Л., 1984
4. Моров А.Г. Три века русской сцены. М., 1978
5. Рассадин С.Б. Сатиры смелый властелин. М., 1985
6. Русский драматический театр. Под редакцией Б.Н. Асеева, А.Г. Образцовой. М., 1976