schoolexpert@yandex.ru
М. Осмоловский, И. Осмоловская

Денис Иванович Фонвизин (1745-1792)

Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин.
А.С. Пушкин

Д.И. Фонвизин

Д.И. Фонвизин (Von Wisin) родился в Москве, в семье обрусевших немцев. Его далёкие предки – барон Пётр и его сын – попали в плен к русским в 16 веке во время войны Руси с Ливонским Орденом. С четырёх лет Фонвизин обучался грамоте на дому, а с десяти лет продолжил обучение в гимназии при Московском университете. В 1760 году в числе лучших студентов был привезён в Санкт-Петербург для представления графу И.И. Шувалову, попечителю Московского университета, и М.В. Ломоносову, создателю университета. Сильнейшее впечатление на юного Фонвизина произвело посещение театра, что и определило во многом его дальнейшую судьбу: «Действия, произведённого во мне театром, почти описать невозможно…».

В семнадцатилетнем возрасте Фонвизин становится переводчиком в Коллегии иностранных дел. Его покровителем в это время являлся граф Никита Иванович Панин. Через два года к Фонвизину пришла литературная слава благодаря написанному стихотворению «Послание к слугам моим. Шумилову, Ваньке и Петрушке», которое проложило путь его комедиям.

 

Первая комедия Фонвизина – «Бригадир» – была написана в 1769 году. В центре её вопрос, который не разрешён и поныне: почему в России есть люди, готовые молиться на всё иностранное? Таков сын Бригадира Иванушка, однажды побывавший в Париже и с тех пор убеждённый, что дух его «принадлежит короне французской». Интрига комедии состоит в любовном многоугольнике: отец хочет женить Ивана на Софии, но тот волочится за Советницей; София любит дворянина Добролюбова; Советник влюблён в Бригадиршу, а Бригадир – в Советницу. Эта ситуация благополучно разрешается только для Софии и Добролюбова, чьи достоинства соответствуют их именам.
Граф Панин, которому Фонвизин читал свою комедию, заметил, что наиболее удачным персонажем пьесы является Бригадирша: «Я удивляюсь Вашему искусству, как Вы, заставя говорить такую дурищу во все пять актов, сделали, однако, её роль столько интересною, что всё хочется её слушать». Действительно, Бригадирша простодушна, невежественна, но её глупость иногда оборачивается наивной мудростью. С каждой новой сценой становится ясно, что Бригадирша – страдающий человек, которой выпало на долю терпеть недалёкого мужа и ещё более глупого сына. Она – единственный, кроме Софьи и Добролюбова, персонаж, чуждый супружеским изменам.

Сцена из спектакля "Недоросль" в постановке Малого театра

Конфликт иного плана лежит в основе второй комедии Фонвизина – «Недоросль», написанной в 1782 году. На первый взгляд, сюжет «Недоросля» напоминает сюжет комедии «Бригадир». Здесь тоже в центре – история несостоявшегося брака по расчёту и состоявшегося по любви. Но если в «Бригадире» события движутся логично и их легко предвидеть, то в «Недоросле» множество неожиданностей, действие развивается стремительно и непредсказуемо. Уже с первой сцены – примерки кафтана Митрофанушки – читатель и зритель могут увидеть разные стороны характеров героев: глупость, самовластие и вздорность Простаковой, забитость её супруга, способность даже крепостного Тришки вступить в спор с барыней и т.д. Многоцветен характер Митрофана, который, на первый взгляд, кажется всего лишь обжорой и болваном, но по ходу действия комедии выясняется, что он сметлив и увёртлив, склонен к предательству не только своей няньки, но и родной матери, совершившей из любви к сыну множество злых поступков. Несомненное достоинство комедии – сочетание драматического и комического, что не вполне соответствовало канонам классицизма. Комедия «Недоросль» стала одним из первых произведений так называемого «просветительского реализма».

Комедия «Недоросль», а затем и сатира «Всеобщая придворная грамматика» не понравились Екатерине Второй. Фонвизину был закрыт путь в печать. В возрасте сорока лет он тяжело заболел. Разбитый параличом, Фонвизин с трудом двигался и говорил, а через семь лет умер. Воспоминания о Фонвизине оставил баснописец 18 века И.И. Дмитриев.

Советский литературовед Станислав Рассадин в работе «Сатиры смелый властелин» отмечал: «Рождение писателя Фонвизина – это рождение русской литературы. Юность Фонвизина совпала с младенчеством нашей литературы… Умрёт Денис Иванович, и всего через два года родится его преемник в комедии А.С. Грибоедов. Началась непрерывная цепь, и начальное звено – Державин и Фонвизин, первые гении русской словесности».

Задания по комедии Фонвизина "Недоросль" 

Литература о Фонвизине:
1. Вяземский П.А. Фон-Визин. М., 1984
2. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990
3. Кочеткова Н.Д. Фонвизин в Петербурге. Л., 1984
4. Моров А.Г. Три века русской сцены. М., 1978
5. Рассадин С.Б. Сатиры смелый властелин. М., 1985
6. Русский драматический театр. Под редакцией Б.Н. Асеева, А.Г. Образцовой. М., 1976

 

    © Осмоловский М.В., Осмоловская И.Ю.