М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Самоанализ сочинения (схема)

Основная формула при оценке сочинения такова: тема - это вопрос, на который нужно дать развёрнутый аргументированный ответ

1. Чем интересна выбранная вами тема сочинения? Каковы ключевые понятия в формулировке темы? 

2. Соответствует ли эпиграф (при его наличии) теме и направленности вашего сочинения? 

3. Дан ли во вступлении краткий анализ контекста темы: место произведения в творчестве автора, в литературном процессе; опора автора на традиции писателей-предшественников; новаторство творчества данного автора?

4. Сделан ли плавный логический переход от вступления к основной части?

5. Насколько в основной части содержательно, глубоко, полно, аргументированно раскрыта тема?

6. Все ли заявленные вами тезисы получили аргументированное раскрытие? Нет ли мыслей, которые только обозначены, но никак не развиты?

7. Имеется ли опора на факты литературного произведения? 

8. Не уходите ли вы от темы, не увлекаетесь ли ненужными деталями? 

9. Использованы ли цитаты? Уместны ли они? Цитаты дублируют ваши рассуждения или подтверждают их?

10. Не допускаете ли вы фактических ошибок (даты, имена, развитие сюжета, исторические и биографические факты)?

11. Последовательно ли излагаются мысли, есть ли логическая связь между всеми предложениями?

12. Присутствует ли авторское «Я» в сочинении ("я думаю, я считаю, на мой взгляд, мне кажется, в моём восприятии")?

13. Соблюдены ли орфографический режим, грамматические и стилистические нормы языка? 

14. Самостоятельны ли изложенные в работе мысли? 

15. Есть ли выводы в сочинении? Как эти выводы связаны с основной частью?

16. Использована ли в сочинении литературоведческая терминология?