М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Аттестационная работа по литературе. 10 класс. Базовый уровень. Демоверсия

Прочитайте фрагмент произведения и выполните задания 1-6.

И.А. Гончаров, «Обломов»

     На человека иногда нисходят редкие и краткие задумчивые мгновения, когда ему кажется, что он переживает в другой раз когда-то и где-то прожитой момент.

   То же было с Обломовым теперь. Его осеняет какая-то бывшая уже где-то тишина, качается знакомый маятник, слышится треск откушенной нитки; повторяются знакомые слова и шёпот: «Вот никак не могу попасть ниткой в иглу: на-ка ты, Маша, у тебя глаза повострее!».

     Он лениво, машинально, будто в забытьи, глядит в лицо хозяйки, и из глубины его воспоминаний возникает знакомый, где-то виденный им образ. Он добирался, когда и где слышал он это...

    И видится ему большая тёмная, освещённая сальной свечкой гостиная в родительском доме, сидящая за круглым столом покойная мать и её гости: они шьют молча; отец ходит молча. Настоящее и прошлое слились и перемешались.

    Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки мёду и молока, где едят незаработанный хлеб, ходят в золоте и серебре...

     Слышит он рассказы снов, примет, звон тарелок и стук ножей, жмётся к няне, прислушивается к её старческому, дребезжащему голосу: "Милитриса Кирбитьевна!" - говорит она, указывая ему на образ хозяйки.

     Кажется ему, то же облачко плывёт в синем небе, как тогда, тот же ветерок дует в окно и играет его волосами, обломовский индейский петух ходит и горланит под окном.

     Вон залаяла собака: должно быть, гость приехал. Уж не Андрей ли приехал с отцом из Верхлёва? Это был праздник для него. В самом деле, должно быть он: шаги ближе, ближе, отворяется дверь... "Андрей!" – говорит он. В самом деле, перед ним Андрей, но не мальчик, а зрелый мужчина.

     Обломов очнулся: перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий, действительный Штольц. 

 

Ответом к заданиям 1-4 служат слово, сочетание слов или последовательность цифр.

Для записи ответов используйте бланк №1. Ответ записывайте без пробелов и запятых.

 

1. Укажите жанр произведения Гончарова «Обломов».

Ответ: ____________________________________

2. К какому литературному направлению, для которого характерно изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах, относится произведение И.А. Гончарова «Обломов»?

Ответ: ____________________________________

3. Соотнесите фамилии героев с их характеристиками. Ответ запишите в виде последовательности четырёх цифр из правого столбца, соответствующих позициям в левом столбце.  

ПЕРСОНАЖИ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) Алексеев

1) «Рыцарь и со страхом, и с упрёком», гордившийся своей ливреей.

Б) Штольц

2) Он напоминал «кровную английскую лошадь» и умел смирять в себе страсти и порывы.

В) Захар

3) Персонаж без определённых черт характера. По словам автора, сама мать, когда родила его, не заметила его появления на свет.

Г) Судьбинский

4) Он вспоминал о детстве и не смог приспособиться к существующей реальности.

 

5) Этот персонаж считает себя украшением министерства и почти всё время проводит на службе.

 

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

4. Какие художественные приёмы использованы в данном фрагменте произведения? Ответ запишите в виде последовательности цифр.

 

1) Анафора

2) Эпитет

3) Гротеск

4) Инверсия

5) Риторический вопрос

Ответ: ____________________________________

 

Дайте прямой связный ответ на вопросы 5 и 6, опираясь на текст произведения. Минимальный объём ответа – 50 слов.

Для записи ответа используйте бланк №2.

5. Почему в сознании Обломова смешиваются прошлое и настоящее?

6. В каком произведении русской или зарубежной литературы встречается апатичный, ленивый герой и в чём этого героя можно сопоставить с Обломовым? 

 

========================================================================== 

Критерии оценивания

Каждое из заданий 1-4 оценивается по шкале 0-1 балл. Итого – до 4 баллов за задания 1-4.

Задания 5 и 6 оцениваются по трём критериям: 1) наличие ответа на вопрос – до 2 баллов, 2) использование текста для аргументации ответа – до 2 баллов, 3) логика и речевая грамотность – до 2 баллов. Итого – до 6 баллов за каждое из заданий. 

Максимальное количество баллов за всю работу – 16.

Отметка «5» (отлично) выставляется, если обучающийся набрал 14-16 баллов.

Отметка «4» (хорошо) выставляется, если обучающийся набрал 11-13 баллов.

Отметка «3» (удовлетворительно) выставляется, если обучающийся набрал 6-10 баллов.