schoolexpert@yandex.ru
М. Осмоловский, И. Осмоловская

Методические рекомендации к ЕГЭ

Уважаемые ученики!

Выбирая ЕГЭ по литературе, вы решаетесь сдавать один из самых сложных предметов школьной программы, который, помимо прочных знаний, требует не только интеллектуального, но и эмоционально-чувственного восприятия.

На успех можно рассчитывать лишь в том случае, если вы

  • обладаете богатым читательским опытом в области русской классической литературы,
  • разбираетесь в закономерностях литературного процесса и в литературоведческой терминологии,
  • уверенно владеете грамотной связной письменной речью.  

ЕГЭ по литературе длится 3 часа 55 минут. Работа состоит из 17 заданий.

В части первой предлагаются задания, проверяющие

А) умение выпускника определять основные элементы содержания и структуры произведений (необходимо уверенно владеть такими терминами, как "тема", "идея", "проблема", "конфликт", "герои/персонажи", "сюжет", "композиция", "художественный приём", "жанр", "троп", "направление/течение", "художественный метод", "психологизм", "антитеза", "несобственно прямая речь", знать стихотворные размеры, виды рифм и рифмовок, отличать метафору от метонимии, а синекдоху от перифраза и т.д.);

Б) умение определять взаимосвязь различных художественных произведений в широком историко-литературном контексте, то есть способность сопоставлять произведения различных авторов на уровне проблематики, жанра, мотивов;

В) знание содержания произведения: необходимо хорошо помнить сюжет, имена героев и их амплуа, значимые для характеристики персонажей детали и т.д. 

Часть 1 Анализ фрагмента эпического или драматического (реже - лироэпического) произведения. Проще говоря, вам предложат отрывок из романа, повести, рассказа, комедии, драмы или поэмы. Первые семь заданий (1-7) предполагают краткий ответ (слово, словосочетание, последовательность цифр). Два задания (8 и 9) требуют написания связного аргументированного текста в объёме не менее 50 слов. При этом помните, что ваш ответ должен прямо отвечать на поставленный вопрос с опорой на авторскую позицию и не содержать речевых и фактических ошибок и неточностей. 

Анализ лирического произведения: вам предложат проанализировать стихотворение автора, чьё творчество входит в школьную программу. Задания 10-14 оцениваются так же, как и задания 1-7, а задания 15 и 16 требуют развёрнутого аргументированного ответа. Требования к выполнению заданий обоих анализов едины.  

Часть 2 требует от выпускника развёрнутого аргументированного высказывания в форме сочинения объёмом не менее 200 слов. Здесь предлагается четыре вопроса 17.1 - 17.4, охватывающих важнейшие моменты литературного процесса от древнерусской литературы до ХХ века. При этом вам необходимо выбрать только ОДИН из четырёх вопросов и дать на него ответ в форме сочинения, обосновывая свои суждения фактами из литературных произведений и с опорой на теоретико-литературные понятия. Однако опираться на факты можно только по памяти - текстами произведений и справочной литературой, как во время обычного школьного сочинения, вам воспользоваться не дадут. Приветствуются цитаты из произведений, опора на конкретные эпизоды (без пересказа!), поэтому рекомендуем вам выбрать вопрос, связанный с произведением, текст которого вы помните лучше всего. 

Подведём итоги по блокам и заданий и по критериям оценивания. 

  • Задания 1-7 и 10-14 выполняются на бланке №1, каждое оценивается по шкале 0 или 1 балл.
  • Задания 8 и 15 выполняются на бланке №2. Ответ оценивается по трём критериям (соответствие заданию – до 2 б., ппривлечение текста для аргументации – до 2 б., фактологическая, логическая и речевая точность – до 2 б.), максимум 6 баллов. Если по критерию «соответствие заданию» ставится 0 баллов, всё задание считается невыполненным и по остальным критериям не оценивается.
  • Задания 9 и 16 выполняются на бланке №2. Ответ оценивается по трём критериям (сопоставление первого произведения с предложенным текстом - до 2 б., сопоставление второго произведения - до 2 б., привлечение текста для аргументации - до 4 б., фактологическая, логическая и речевая точность - до 2 б.) максимум 10 баллов. Если по первому и второму критериям ставится 0 баллов, всё задание считается невыполненным и по остальным критериям не оценивается.
  • Задание 17 выполняется на бланке №2. Сочинение оценивается по семи критериям (соответствие теме – до 3 б., аргументированность и привлечение текста – до 3 б., опора на теоретико-литературные понятия – до 2 б., композиционная цельность  и логичность – до 3 б., соблюдение речевых норм – до 3 б.), максимум 14 баллов.

Итого за всю работу можно получить максимум 58 первичных баллов.

Каждую высказываемую вами мысль важно не просто заявить, а обстоятельно и всесторонне раскрыть, аргументировать, доказать. Избегайте обобщённых суждений, абстрактных фраз и самоочевидных истин. Не стоит рассуждать о "великом писателе, написавшем выдающееся произведение, которым поколения читателей восхищаются уже два столетия" или патетично воспевать патриотизм, "прекрасное чувство любви" или "героические страницы отечественной истории". Подобные высказывания бессодержательны по сути и потому не могут быть приняты к рассмотрению проверяющими вашу работу. Помните: от вас ждут конкретики. Каждой написанной фразой важно убеждать проверяющего, что произведение вами внимательно прочитано, понято, осмыслено, что вам хорошо знакомы и творчество автора в целом, и эпоха, с которой он связан. И если вы пишете, скажем, о теме поэта и поэзии у Пушкина, то важно обнаружить понимание того, как эта тема раскрывалась до Пушкина (например, у Ломоносова и Державина) и после Пушкина (например, у Некрасова и Блока).

Кроме того, нужно помнить о необходимости излагать свои мысли грамотным литературным языком, без речевых и грамматических ошибок. А переходы от одного суждения к другому должны быть плавными и логичными.

Желаем успеха!

 

Осмоловский М.В.

 

Некоторые ключевые теоретико-литератрные понятия и их краткая характеристика:

  • тема – предмет авторского рассуждения, рассмотрения, исследования;
  • идея – главная мысль, существенная часть замысла произведения;
  • сюжет - это то, о чём произведение; последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении;
  • жанр – отнесённость данного художественного текста к группе произведений, объединённых рядом общих существенных содержательных признаков;
  • композиция - взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в художественном произведении;
  • хронотоп – термин Михаила Бахтина; взаимосвязь временных и пространственных отношений в произведении;
  • образ – художественно воссозданный и эстетически осмысленный предмет или явление;
  • персонаж – действующее лицо произведения;
  • лирический герой - термин Юрия Тынянова; субъект высказывания в лирическом произведении, не тождественный автору текста (образ лирического героя нередко путают с самим автором, что является грубой фактической ошибкой), хотя часто мысли и чувства лирического героя близки автору;
  • тропы - слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи: метафора, эпитет, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, сравнение, перифраз, ирония, сарказм;
  • стиль – совокупность приёмов использования автором языковых средств;
  • реминисценция - неявная цитата; фрагмент текста, отсылающий читателя к ранее прочитанному произведению
  • интертекст – соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов одного или нескольких авторов.