М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Литература "потерянного поколения". Эрих Мария Ремарк и Эрнест Хемингуэй

 Он жил в неустойчивую эпоху. К чему пытаться что-то строить, если вскоре всё неминуемо рухнет? 
Э.М.Ремарк

 

В западноевропейской и американской литературе первой половины 20 века одной из центральных стала тема Первой Мировой войны (1914–1918) и её последствий – как для отдельного человека, так и для всего человечества. Эта война по своей масштабности, жестокости превосходила все предыдущие войны. К тому же в ходе мировой войны очень сложно было определить, на чьей стороне правда, ради какой цели ежедневно гибли тысячи людей. Неясным оставалось и то, чем должна была завершиться война «всех против всех». Одним словом, мировая война поставила целый ряд сложнейших вопросов, заставила переоценить представления о совместимости понятий войны и справедливости, политики и гуманизма, интересов государства и судьбы личности.

К произведениям писателей, отразившим трагический опыт первой мировой войны, стали применять определение литература «потерянного поколения». Выражение «потерянное поколение» («lost generation») впервые использовала американская писательница, поэт-кубист, автор романа "Становление американцев" и мемуаров "Войны, которые я видела"  Гертруда Стайн (1874-1946), которая большую часть своей жизни прожила во Франции. В 1926 году Эрнест Хемингуэй процитировал это выражение в эпиграфе к роману «Фиеста (И восходит солнце)», после чего оно стало общеупотребительным.

Эрнест Хемингуэй

«Потерянное поколение» - это те, кто не вернулся с фронта или возвратился духовно и физически искалеченным. К литературе «потерянного поколения» относятся произведения американских писателей 

  • Эрнеста Хемингуэя («И восходит солнце», «Прощай, оружие!»), 
  • Уильяма Фолкнера («Шум и ярость»),
  • Фрэнсиса Скотта Фицджеральда («Великий Гэтсби», «Ночь нежна»),
  • Джона Дос Пассоса («Три солдата»),
  • немецкого писателя Эриха Марии Ремарка («На Западном фронте без перемен», «Три товарища», «Возлюби ближнего своего», «Триумфальная арка», «Время жить и время умирать», «Жизнь взаймы»),
  • английского писателя Ричарда Олдингтона («Смерть героя», «Все люди – враги»).

Характерные черты литературы "потерянного поколения". 

1. Главным героем этой литературы является, как правило, человек, пришедший с войны и не находящий себе места в мирной жизни. Его возвращение оборачивается осознанием пропасти между ним и теми, кто не воевал.

2. Герой не может жить в спокойной, безопасной обстановке и выбирает профессию, связанную с риском, или ведёт «экстремальный» образ жизни.

3. Герои писателей «потерянного поколения» часто живут вне своей родины, само понятие родного дома для них как бы не существует: это люди, утратившие чувство стабильности, привязанности к чему бы то ни было.

4. Поскольку ведущим жанром литературы «потерянного поколения» является роман, герои обязательно проходят через испытание любовью, но отношения влюблённых обречены: мир нестабилен, неустойчив, поэтому и любовь не даёт героям ощущения гармоничного бытия. С темой любви связан также мотив обречённости человечества: у героев нет детей, т. к. либо женщина бесплодна, либо влюблённые не хотят впускать ребёнка в жестокий и непредсказуемый мир, либо один из героев умирает.

5. Моральные и нравственные убеждения героя, как правило, небезупречны, однако писатель не осуждает его за это, т. к. для человека, прошедшего через ужасы войны или изгнания, многие ценности утрачивают свой традиционный смысл.

Литература «потерянного поколения» была очень популярной в 1920-е гг., но во второй половине 30-х утрачивает свою остроту и обретает второе рождение после второй мировой войны (1939 – 1945). Её традиции были унаследованы писателями так называемого «разбитого поколения», более известными в США как «битники» (от англ. beat generation), а также группой английских писателей, выступивших в
50-е гг. под знаменем объединения «Angry Young Men» («Рассерженные молодые люди»).

Роман Э.М. Ремарка "Триумфальная арка" (1945)

Один из лучших и самых популярных романов культового немецкого писателя 20 века Эриха Марии Ремарка посвящён теме мести (месть - двигатель сюжета), любви, одиночества, проблеме сохранения и утраты человечности в условиях господства нацизма.

Название романа прочно ассоциируется с Парижем: именно в столице Франции находят приют вынужденные беженцы. Париж - последний оплот мирной жизни, где скрываются беженцы-нелегалы. Одним из таких беженцев является и талантливый хирург, скрывающийся уже пять лет под вымышленной фамилией Равик. Однажды он помог скрыться от гестапо двум людям, за что был подвергнут пыткам, а его девушка Сибилла покончила с собой. Он бежит из концлагеря, и этот побег станет для него возвращением, пусть и частичным, к привычной профессиональной практике: Равик проводит операции вместо недостаточно квалифицированных врачей Парижа. Относительно вольная жизнь открывает для героя возможность и любить, и ненавидеть. 

Время действия - 1938 год: до начала Второй Мировой остаются считанные месяцы. Роман завершается вторжением немецких войск в Польшу. Таким образом, главный герой проживает в романе последний мирный год в Париже. 

Любовная линия романа связана с актрисой Жоан Маду, которую Равик спасает от рокового шага. Начавшись с физического влечения, любовь Равика и Жоан рождается как следствие их внутреннего родства. У них обоих нет привязанностей, друзей, родственников, дома, оба чувствуют своё одиночество, оба привыкли жить в таком состоянии. Равик поначалу сопротивляется чувствам, так как знает, что в его жизни нет не только понятия "навсегда", но нет даже понятия "надолго". Их отношения с самого начала обречены. Однако именно любовь воскрешает Равика, благодаря любви он проявляет лучшие стороны своей личности. 

Линии любви в романе противопоставлена линия ненависти. Равик встречает в Париже виновника самоубийства Сибиллы - гестаповца Хааке. Слежка за ним и организация его убийства составляет линию мести. Выследить и организовать уничтожение Хааке помогает Равику выходец из России Борис Морозов. Убийство гестаповца показано в романе как естественный поступок: отнять жизнь у фашистского палача значит подарить жизнь сотням других людей. 

В целом в Равике показаны основные черты героя литературы потерянного поколения. Он твёрд в поступках и убеждениях, рационален, спокоен, расчётлив, не склонен в чём-либо сомневаться и что-либо планировать, потому что живёт "в неустойчивую эпоху". Главное - ему удаётся сохранить в себе человечность, несмотря на тяжелейшие испытания. 

 

Задания по роману Э.М. Ремарка "Триумфальная арка" 

 

    Дополнительную информацию по теме можно прочитать здесь