В своих новеллах Мериме пытается воплотить положительный идеал, который он хочет отыскать в народной среде и в странах, еще не испорченных буржуазной цивилизацией (например, на Корсике, в Испании). Однако, в отличие от романтиков, Мериме не идеализирует героев и их уклад жизни. Он объективно изображает героев: с одной стороны, он показывает героические и благородные стороны их характера, с другой – не скрывает их отрицательные стороны, обусловленные их дикостью, отсталостью и нищетой. Таким образом, у Мериме характер героя обусловлен внешней средой. И в этом писатель продолжает традиции реализма. В то же время Мериме отдаёт дань романтизму, и это проявляется в том, что в центре новелл писателя всегда стоит исключительная сильная личность.
В отличие от романтиков, Мериме подробно не описывает эмоции персонажей. Писатель очень лаконичен и рисует психологию человека, его переживания через внешние приметы – жесты, мимику, поступки. Повествование ведется от лица рассказчика, который делает это небрежно, нехотя, как бы скучая, то есть манера повествования всегда несколько отстраненная.
Композиция новелл всегда очень четкая, логически выстроенная. Как писатель-реалист Мериме изображает не только кульминационный момент, но и рассказывает предысторию событий, дает сжатые, но насыщенные характеристики героев. Контраст в новеллах Мериме проявляется в столкновении реальной действительности и драматичных, необычайных событий, разворачивающихся на фоне этой действительности. Вообще все новеллы построены на контрасте: с одной стороны, человеческие пороки и низменные интересы, а с другой – бескорыстные чувства, понятие о чести, о свободе, о благородстве.
В новеллах охват действительности максимально сужен, что позволяет Мериме более глубоко проникать во внутренний мир человека. Высокое эмоциональное напряжение, характерное для всех новелл, Мериме часто обрывает на полуслове. Например, после убийства сына Маттео Фальконе говорит жене: «Надо сказать моему зятю Теодору Бьянки, чтобы он переехал к нам жить». Мериме делает это не для того, чтобы подчеркнуть жестокость и бессердечие своих героев. Это объясняется тем, что, с одной стороны, Мериме боялся впасть в излишнюю чувствительность, а с другой – он, как писатель-реалист, хотел подчеркнуть, что какие бы страшные конфликты ни возникали среди людей, к каким бы жестоким последствиям эти конфликты ни вели, жизнь идет своим чередом.
Поделиться с друзьями: