М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Эдгар Аллан По (1809-1849)

 

Творчество выдающегося американского писателя Эдгара По советский литературовед Владимир Фриче назвал "эпилогом романтизма". В массовом сознании имя ПО ассоциируется со "страшными" рассказами и готической литературой, однако на самом деле Эдгар По при жизни в первую очередь был известен как поэт и литературный критик. 

Поэзия Детективы Научная фантастика Литература ужасов
 

"Золотой жук"

"Убийство на улице Морг"

"Тайна Мари Роже"

"Украденное письмо"

"Три воскресенья на одной неделе"

"Сфинкс"

"Падение дома Ашеров"

"Чёрный кот"

"Колодец и маятник"

При жизни писателя было издано 4 поэтических сборника и 3 прозаических. С творчеством По связаны такие крупные литературные явления, как

  • закат поэзии романтизма
  • возникновение детективного жанра
  • возникновение научной фантастики
  • возникновение психологической "литературы ужасов" (то, что сейчас известно под названием "триллер").

 Первое выступление в печати со сборником "Тамерлан и другие стихотворения" (1827) осталось незамеченным. Для стихотворений По были характерны типичные романтические мотивы: тоска, одиночество, разочарование, упадок, смерть. В поэзии По прослеживалось влияние английских романтиков (Шелли, Вордсворта, Байрона), поэтому подражательские стихи не нашли высокой оценки ни у современников, ни у потомков. 

В 1830-е годы По взялся за написание мистических рассказов, отмеченных влиянием готической литературы. Первым таким рассказом в 1832 году стал "Метценгерштейн" с подзаголовком "A Tale In Imitation of the German".

Это история живущего в Венгрии молодого аристократа, барона Фридриха Метценгерштейна, наследника и последнего представителя рода, издавна враждовавшего с семейством Берлифитцингов. Патриарх этого аристократического рода, старый Берлифитцинг — страстный любитель лошадей. Он гибнет в пожаре на конюшне. Конюхи Фридриха приводят хозяину огненно-рыжего коня, якобы спасшегося из огня и имеющего клеймо Берлифитцингов, хотя соседские слуги уверяют, что такого коня не было у хозяина. Конь отличается диким и буйным нравом, но Фридрих сразу чувствует к нему некую иррациональную привязанность и забирает себе. С этих пор характер молодого аристократа меняется. Он становится нелюдимым, пренебрегает приглашениями на приёмы в общество, предпочитая посвящать свободное время своему новому коню. В любое время дня и ночи, в любую погоду соседям приходится видеть Метценгерштейна, скачущего на рыжем безымянном коне во весь опор. Однажды ночью Фридрих вскочил на коня и умчался в лес. Вскоре после этого в его поместье начался пожар. Когда усадьба уже была вся объята пламенем, Фридрих вернулся. Его нёс огненно-рыжий конь, не управляемый седоком. Через мгновение бушующее пламя поглотило коня вместе с Фридрихом Метценгерштейном.

Развитие мотива "страха перед страхом" проявится впоследствии в рассказе "Падение дома Ашеров" (1839). 

В этом же году написан рассказ "Вильям Вильсон", основанный на чувстве преследования героя его же двойником. И в школе, и в колледже, и во время путешествия по Европе рассказчика Вильяма преследует его двойник, составляет ему конкуренцию во всём, срывает его тайные замыслы. Соперник рассказчика, при всём их сходстве, был более одарённым и нравственным и всегда мог незаметно для окружающих показать своё превосходство над своим более темпераментным товарищем. Попытка расквитаться с обидчиком приводит к смерти и самого рассказчика. 

Попытки По участвовать в платных литературных конкурсах, как правило, завершались провалами. Известен факт, что самым большим денежным вознаграждением Эдгара По стала премия в 100 долларов, выплаченная за рассказ "Золотой жук".

53‡‡†305))6*;4826)4‡.)4‡);806*;48†8¶
60))85;1‡(;:‡*8†83(88)5*†;46(;88*96*
?;8)*‡(;485);5*†2:*‡(;4956*2(5*—4)8¶
8*;4069285);)6†8)4‡‡;1(‡9;48081;8:8‡
1;48†85;4)485†528806*81(‡9;48;(88;4(
‡?34;48)4‡;161;:188;‡?;
Шифр в рассказе "Золотой жук"

Именно этот рассказ, написанный в 1843 году, считается первым детективным произведением в мировой литературе. Это история о сокровищах, ключ к местонахождению которых был зашифрован. Используя остроумную систему подсчёта знаков шифра и сопоставление с частотностью использования букв в английском языке, один из героев сумел разгадать шифр. Примечательно, что криптография в 19 веке делала только первые шаги, и рассказ По и в этом опередил своё время. 

В рассказе "Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром" (1845) повествуется о процессе умирания. Мистер Вальдемар смертельно болен, он в последней стадии чахотки. Рассказчик предлагает ему стать подопытной крысой, и Вальдемар соглашается. Они зовут в свидетели докторов Д. и Ф., которые лечили Вальдемара, и молодого студента. Когда наступает смертный час мистера Вальдемара, рассказчик начинает своё колдовство. Вальдемар умирает и несколько часов не подаёт никаких признаков жизни, но потом вдруг сквозь сон начинает говорить. Сначала он говорит, что спит, и просит его оставить в покое, дать ему умереть. Потом с ним происходит резкая перемена: румянец сходит с щек, рот открывается, верхняя губа закручивается, обнажается чёрный распухший язык. На вопрос магнетизёра, спит ли он, раздаётся глухой голос, будто из-под земли: «Раньше я спал, а теперь я умер». Свидетели поражаются этим необыкновенным зрелищем. В таком состоянии сна, полузабытья, гипноза, транса Вальдемар проводит семь месяцев. За ним ухаживают его служащие и свидетели опыта. Наконец, магнетизёр решается «разбудить» его, и снова спрашивает пациента, что тот чувствует. В этот момент мистер Вальдемар начинает кричать, что он умер и не может больше здесь находиться. Он просит разбудить себя или усыпить. Мистер Вальдемар продолжает кричать: «Умер! Умер!» Рассказчик проделывает свои месмерические пассы и выводит Вальдемара из его состояния. Тогда его тело начинает гнить и разлагается за несколько секунд. Перед свидетелями остаётся отвратительная, гниющая масса. Примечательно, что первые читатели рассказа восприняли его как отчёт о реальном медицинском эксперименте.