Творчество выдающегося американского писателя Эдгара По советский литературовед Владимир Фриче назвал "эпилогом романтизма". В массовом сознании имя ПО ассоциируется со "страшными" рассказами и готической литературой, однако на самом деле Эдгар По при жизни в первую очередь был известен как поэт и литературный критик.
Поэзия | Детективы | Научная фантастика | Литература ужасов |
"Золотой жук" "Убийство на улице Морг" "Тайна Мари Роже" "Украденное письмо" |
"Три воскресенья на одной неделе" "Сфинкс" |
"Падение дома Ашеров" "Чёрный кот" "Колодец и маятник" |
При жизни писателя было издано 4 поэтических сборника и 3 прозаических. С творчеством По связаны такие крупные литературные явления, как
- закат поэзии романтизма
- возникновение детективного жанра
- возникновение научной фантастики
- возникновение психологической "литературы ужасов" (то, что сейчас известно под названием "триллер").
Первое выступление в печати со сборником "Тамерлан и другие стихотворения" (1827) осталось незамеченным. Для стихотворений По были характерны типичные романтические мотивы: тоска, одиночество, разочарование, упадок, смерть. В поэзии По прослеживалось влияние английских романтиков (Шелли, Вордсворта, Байрона), поэтому подражательские стихи не нашли высокой оценки ни у современников, ни у потомков.
В 1830-е годы По взялся за написание мистических рассказов, отмеченных влиянием готической литературы. Первым таким рассказом в 1832 году стал "Метценгерштейн" с подзаголовком "A Tale In Imitation of the German".
Это история живущего в Венгрии молодого аристократа, барона Фридриха Метценгерштейна, наследника и последнего представителя рода, издавна враждовавшего с семейством Берлифитцингов. Патриарх этого аристократического рода, старый Берлифитцинг — страстный любитель лошадей. Он гибнет в пожаре на конюшне. Конюхи Фридриха приводят хозяину огненно-рыжего коня, якобы спасшегося из огня и имеющего клеймо Берлифитцингов, хотя соседские слуги уверяют, что такого коня не было у хозяина. Конь отличается диким и буйным нравом, но Фридрих сразу чувствует к нему некую иррациональную привязанность и забирает себе. С этих пор характер молодого аристократа меняется. Он становится нелюдимым, пренебрегает приглашениями на приёмы в общество, предпочитая посвящать свободное время своему новому коню. В любое время дня и ночи, в любую погоду соседям приходится видеть Метценгерштейна, скачущего на рыжем безымянном коне во весь опор. Однажды ночью Фридрих вскочил на коня и умчался в лес. Вскоре после этого в его поместье начался пожар. Когда усадьба уже была вся объята пламенем, Фридрих вернулся. Его нёс огненно-рыжий конь, не управляемый седоком. Через мгновение бушующее пламя поглотило коня вместе с Фридрихом Метценгерштейном.
Развитие мотива "страха перед страхом" проявится впоследствии в рассказе "Падение дома Ашеров" (1839).
В этом же году написан рассказ "Вильям Вильсон", основанный на чувстве преследования героя его же двойником. И в школе, и в колледже, и во время путешествия по Европе рассказчика Вильяма преследует его двойник, составляет ему конкуренцию во всём, срывает его тайные замыслы. Соперник рассказчика, при всём их сходстве, был более одарённым и нравственным и всегда мог незаметно для окружающих показать своё превосходство над своим более темпераментным товарищем. Попытка расквитаться с обидчиком приводит к смерти и самого рассказчика.
Попытки По участвовать в платных литературных конкурсах, как правило, завершались провалами. Известен факт, что самым большим денежным вознаграждением Эдгара По стала премия в 100 долларов, выплаченная за рассказ "Золотой жук".
53‡‡†305))6*;4826)4‡.)4‡);806*;48†8¶ 60))85;1‡(;:‡*8†83(88)5*†;46(;88*96* ?;8)*‡(;485);5*†2:*‡(;4956*2(5*—4)8¶ 8*;4069285);)6†8)4‡‡;1(‡9;48081;8:8‡ 1;48†85;4)485†528806*81(‡9;48;(88;4( ‡?34;48)4‡;161;:188;‡?;
Шифр в рассказе "Золотой жук"
Именно этот рассказ, написанный в 1843 году, считается первым детективным произведением в мировой литературе. Это история о сокровищах, ключ к местонахождению которых был зашифрован. Используя остроумную систему подсчёта знаков шифра и сопоставление с частотностью использования букв в английском языке, один из героев сумел разгадать шифр. Примечательно, что криптография в 19 веке делала только первые шаги, и рассказ По и в этом опередил своё время.
В рассказе "Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром" (1845) повествуется о процессе умирания. Мистер Вальдемар смертельно болен, он в последней стадии чахотки. Рассказчик предлагает ему стать подопытной крысой, и Вальдемар соглашается. Они зовут в свидетели докторов Д. и Ф., которые лечили Вальдемара, и молодого студента. Когда наступает смертный час мистера Вальдемара, рассказчик начинает своё колдовство. Вальдемар умирает и несколько часов не подаёт никаких признаков жизни, но потом вдруг сквозь сон начинает говорить. Сначала он говорит, что спит, и просит его оставить в покое, дать ему умереть. Потом с ним происходит резкая перемена: румянец сходит с щек, рот открывается, верхняя губа закручивается, обнажается чёрный распухший язык. На вопрос магнетизёра, спит ли он, раздаётся глухой голос, будто из-под земли: «Раньше я спал, а теперь я умер». Свидетели поражаются этим необыкновенным зрелищем. В таком состоянии сна, полузабытья, гипноза, транса Вальдемар проводит семь месяцев. За ним ухаживают его служащие и свидетели опыта. Наконец, магнетизёр решается «разбудить» его, и снова спрашивает пациента, что тот чувствует. В этот момент мистер Вальдемар начинает кричать, что он умер и не может больше здесь находиться. Он просит разбудить себя или усыпить. Мистер Вальдемар продолжает кричать: «Умер! Умер!» Рассказчик проделывает свои месмерические пассы и выводит Вальдемара из его состояния. Тогда его тело начинает гнить и разлагается за несколько секунд. Перед свидетелями остаётся отвратительная, гниющая масса. Примечательно, что первые читатели рассказа восприняли его как отчёт о реальном медицинском эксперименте.
Поделиться с друзьями: