Что мне хрупкая оболочка,
Где живу я и умираю?
От себя я так отдалился,
Что вот-вот себя потеряю.
Лопе де Вега
Человек – это мыслящий тростник
Блез Паскаль
Архитектура испанского барокко 17 века
Говоря о 17 веке, важно учитывать, что в истории литературы это не календарное понятие, а обозначение самостоятельной эпохи, для которой характерны новые художественные тенденции. 17 век – это этап развития западноевропейской литературы между Возрождением и Просвещением, отразивший в той или иной форме противоречия эпохи.
17 век в истории – это время распада феодальных отношений и формирования более прогрессивного строя – капиталистического. Это время создания национальных государств, а соответственно, и национальных литератур.
В Англии и Нидерландах происходят буржуазные революции (в Англии - 1648); во Франции терпит крах движение Фронды, что в итоге приводят к укреплению абсолютизма; в Германии – Тридцатилетняя война (1648-1648), позволившая жестоко расправиться с крестьянством, в Каталонии и Италии вспыхивают крестьянские восстания, подавление которых укрепило положение феодалов. Также следует упомянуть о таком общеевропейском явлении, как Контрреформация, с которым было связано «католическое возрождение» во Франции, позволившее сохранить в 17 веке позиции феодализма в этой стране.
17 век – это эпоха новых открытий. Многие привычные для нас обычаи, предметы обихода и одежды впервые появились именно в это время. Начинает применяться оконное стекло, появляется фортепьяно. В число столовых приборов впервые входит вилка, традиционная плоская подошва в женской обуви заменяется каблуком, привычным становится употребление прежде неизвестных или малоизвестных напитков (кофе, чай).
17 век в науке – это время расцвета рационализма (человек верит только в силу разума), поэтому в это время развиваются точные науки (астрономия, физика и математика). Наиболее значимыми являются открытия Галилея и Кеплера (законы движения небесных тел), Ньютона (закон всемирного тяготения), а также открытия в области математики Декарта, Ньютона, Ферма и Лейбница (геометрический анализ, теория чисел, квадратные корни). Земля уже не воспринимается как центр мироздания, соответственно, изменяется представление о взаимосвязи человека и окружающего мира.
Литература этого времени утрачивает характерную для Возрождения гармоничность мироощущения, представление о целостности человеческой натуры, о единстве общественного и личного начал. На первый план выдвигается осмысление антагонизма между личностью и обществом, между возвышенными идеалами и реальной действительностью.
Поэтому возникает новая трактовка человеческой природы. Если писатели Ренессанса (Рабле, Боккаччо, ранний Шекспир) раскрывали в своих произведениях безграничные возможности человеческой натуры, то в 17 веке стали очевидными внутренние противоречия человека: духовная мощь и телесная слабость. Так произошел отход от антропоцентризма эпохи Возрождения (от греч. «антропос» – «человек» и лат «centrum» – «середина, центр»). В литературе развиваются трагические мотивы, наметившиеся в эпоху Позднего Возрождения. Коллизии исторического процесса, глубокие социальные противоречия служат источником многих художественных открытий. Мильтон, Кальдерон, Корнель, Расин, Мольер, Гриммельсгаузен ищут объективные закономерности, управляющие человеческой судьбой: а в комедиях и романах изображается социальная среда, социальные условия, влияющие на формирование личности.
17 век ознаменовывается началом зарождения и развития общественного мнения: возникает периодическая печать. Появляются публицистические жанры, например, утопия (произведения Кампанеллы и Сирано де Бержерака об идеальных государствах). В жанровой системе происходят серьезные сдвиги. Расцветает драматургия (начало этого процесса – в Позднем Возрождении, в творчестве Шекспира и Лопе де Вега). Великие драматурги 17 века: Тирсо де Молина и Педро Кальдерон (Испания), Пьер Корнель, Жан Расин и Жан-Батист Мольер (Франция), Бен Джонсон и Драйден (Англия), Грифиус (Германия). Расцвет драмы связан с драматическим мироощущением эпохи. Определенных успехов в 17 веке достигает роман (истоки – творчество Сервантеса). Романы пишут Сорель и Скарон (Франция), Гриммельсгаузен (Германия), Беньян (Англия).
17 век отмечен отчетливым обозначением литературных направлений: развиваются барокко и классицизм, зарождается просветительский реализм.
Поделиться с друзьями: