М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Классицизм

Классицизм в архитектуре

Классицизм (от лат. classicus – «образцовый») как направление зародился в Италии в эпоху Позднего Возрождения, однако особенно яркий расцвет он пережил во Франции в годы укрепления абсолютизма. Именно в это время Никола Буало в своей работе «Поэтическое искусство» разработал теоретические основы классицизма.

Развитие эстетики классицизма совпадает с расцветом рационализма (от лат. ratio – «разум») в философии (Рене Декарт) и это приводит к тому, что в классицизме провозглашается культ разума, который объявлен единственным источником прекрасного и противопоставлен чувству. В результате ценность художественных произведений определяется их логической стройностью и ясностью. Поэтому в качестве героев  писатели- классицисты изображают людей, способных даже в момент самых тяжелых и бурных переживаний трезво мыслить, рассуждать и подчинять свои поступки велению разума.

В результате излюбленной темой трагедии классицизма становится столкновение личного и общественного, долга и чувства. Драматурги изображают правителей (царей, полководцев и их приближенных), находящихся во власти страстей. От них ждали решения эпических и государственных проблем, имеющих общенародное значение. Только эти люди представлялись писателям-классицистам нравственно свободными, способными на самопожертвование и подвиг. Именно поэтому они и считались достойными фигурировать в качестве трагических героев. Сюжеты для трагедии рекомендовалось брать из античной литературы или из древней истории. Таким образом, создавалась временная дистанция по отношению к современности, основные проблемы осмыслялись не непосредственно, а косвенно.

Для классицистов характерно стремление к созданию монументальных произведений с проблематикой большого общественного звучания; к изображению действенных, полных жизненной энергии героев, способных благодаря своей воле и умению анализировать кипящие в их душе страсти. Это привело к тому, что в литературе предпочтительными стали монументальные жанры – эпопея и трагедия.

Теоретики классицизма стремились регламентировать творчество писателей и художников, требуя от них неукоснительного соблюдения целой системы определенных законов и правил. В частности это проявляется в четком и жестком разграничение литературных жанров, т.е. в зависимости от тематики жанры делились на «высокие» (трагедия, эпопея, поэма и ода) и «низкие» (комедия, басня, сатира, эпиграмма)

В эстетике классицизма одним из существенных принципов было «подражание природе». Не все в природе должно было воспроизводиться в литературе. Теоретики классицизма настойчиво изгоняли из сферы искусства все хаотичное, стихийное, материальное и чувственное. Все это воспринималось ими как нечто «неизменное», а, следовательно, недостойное пера писателя или кисти художника.

Развитие классицизма проходило неизменно под знаком преклонения перед античностью. Теоретики классицизма были склонны считать идеал прекрасного неизменным и обязательным. Однако Буало вносит и новое понятие красоты («Красота есть правда») и тем самым призывает к правдоподобию в искусстве.

Задачей комедии было высмеять пороки и недостатки не правителей, а рядовых людей, так как правило «единства тона» (одно из основных в классицистической теории) запрещало смешивать в одном произведении комическое и трагическое.

Правило «светских приличий» сводило в трагедии элементы внешнего действия к минимуму: на подмостках нельзя было убивать, драться на дуэли, давать пощечину и т.д. Классицистическая теория запрещала также массовые сцены. С такой концепцией был связан психологический уклон трагедии, то есть разрешение жизненных противоречий драматурги-классицисты искали не в столкновении широких общественных сил, а в душевной борьбе избранного героя с самим собой. Основные события происходили за сценой, о них рассказывали, но их не показывали. В основе спектакля лежала декламация, изощрённая гармония речевых интонаций и тончайшая мимическая игра актеров. Это и были основные средства для достижения желанной художественной цели – раскрытия душевного мира героев.

Правило «трех единств» (места, времени и действия) требовало, чтобы события, изображаемые на сцене, охватывали не более 24 часов, происходили в одном месте и развивались вокруг одного центрального конфликта.

    © Осмоловский М.В., Осмоловская И.Ю.