М.В. Осмоловский
И.Ю. Осмоловская

Джордж Оруэлл. Роман "1984". Вопросы и задания

 

1. Что такое антиутопия? В чём её принципиальное отличие от утопии? Кто из писателей, кроме Оруэлла, писал антиутопии? Сопоставьте изученные вами антиутопии с данным произведением. 

2. Письменное задание. Что известно читателю о государстве, в котором происходит действие романа? Чем государство, описанное у Оруэлла, отличается от Единого государства в произведении Е.И.Замятина «Мы»? Докажите, что описанные в романах государства – тоталитарные (дайте определение тоталитарному государству, сформулируйте основные его черты). 

Заполните таблицу.

      Роман Е.И. Замятина "Мы"        Роман Дж. Оруэлла "1984"   

1. ОБРАЗ И РОД ЗАНЯТИЙ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ

   

2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА 

   

3. РУКОВОДИТЕЛЬ ГОСУДАРСТВА

   

4. СПОСОБЫ БОРЬБЫ С ВРАГАМИ 

   

5. ВОЙНА

   

6. ЖИЛЬЁ

   

7. ОДЕЖДА

   

8. ПИТАНИЕ

   

9. ИНТИМНАЯ ЖИЗНЬ

   

10. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

   

11. ОБРАЗ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ

   

12. ВЛЮБЛЁННОСТЬ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ

   

13. СВИДАНИЯ ГЕРОЕВ

   

14. БУНТ И ПОПЫТКА ПЕРЕУБЕДИТЬ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ

   

15.  ФИНАЛ 

   

3. Какую роль в этом государстве играет Уинстон? Он – «маленький человек» или пассионарная личность? Каково мироощущение Уинстона в начале романа? Сопоставьте позиции Уинстона и героя романа "Мы" Д-503. 

4. Когда возникают и чем вызваны сомнения Уинстона в справедливости Ангсоца? Почему он заводит тайный дневник? И почему заводит дневник замятинский герой? 

5. С какой целью в сюжет романа введена любовная линия? Можно ли сказать, что именно отношения с Джулией погубили Уинстона, поспособствовали его разоблачению? 

6. Сопоставьте права и обязанности «пролов» и членов Внутренней Партии. Кто из них свободнее? Почему? 

7. Что происходит с Уинстоном в Министерстве Любви? С какой целью его подвергают пыткам? Почему государственная машина стремится не уничтожить «врага», а «переделать», перевоспитать его? 

8. Дайте характеристику О'Брайену. В чём прав и неправ О'Брайен в беседе с Уинстоном? Какие из его суждений представляются убедительными? 

9. Как вы считаете, существовали ли Большой Брат и Голдштейн в действительности, или их образы порождены тоталитарной мифологией? Какие исторические аналогии в данном случае можно установить? 

10. Насколько убедителен финал романа? Он оптимистичен или пессимистичен? Какой смысл вложен в последние слова романа: «Он любил Большого Брата»? 

 

Антиутопия. Джордж Оруэлл