Прочитайте фрагмент баллады Василия Андреевича Жуковского "Светлана" (1813) и дайте развёрнутые аргументированные ответы на вопросы 1-5, опираясь на текст баллады и на знание теоретико-литературных понятий. Минимальный объём анализа (ответов на все вопросы) - 150 слов.
Где ж?.. У зеркала, одна
Посреди светлицы;
В тонкий занавес окна
Светит луч денницы;
Шумным бьёт крылом петух,
День встречая пеньем;
Всё блестит... Светланин дух
Смутен сновиденьем.
«Ах! ужасный, грозный сон!
Не добро вещает он —
Горькую судьбину;
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?»
Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий...
Чу!.. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идёт...
Кто?.. Жених Светланы.
Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; всё тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
Пойте: многи леты!
Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счáстливый твоим,
Не хочу и славы;
Слава — нас учили — дым;
Свет — судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье — пробужденье».
- Какие события предшествовали данному эпизоду?
- С чем связана реакция Светланы на сон? Какими художественными средствами переданы её чувства в начале фрагмента?
- Какова функция зимнего пейзажа в данном фрагменте? Почему именно пейзаж связывает переживания Светланы и явление жениха?
- Какова роль в данном фрагменте автора-рассказчика? Как проявляются его чувства к Светлане?
- Как вы понимаете смысл финальных строк фрагмента, в которых заключён "толк", то есть смысл баллады?
Критерии оценивания анализа фрагмента художественного произведения
Поделиться с друзьями: